Несмотря на безрадостные явления в российской экономике, за последние пять лет в Иркутске открылось немалое количество новых торговых центров — всех и не перечислить. В итоге, если еще в 2013 году показатель обеспеченности жителей Иркутска качественными торговыми площадями составлял 65,3 кв метров на 1000 жителей, то уже в 2015 году этот показатель увеличился в пять раз и достиг значения 333 кв метров на 1000 жителей. Причем, это далеко не предел.
Каждый торговый центр старается занять на рынке свою нишу. У кого-то это получается хорошо, у кого-то не очень. У всех перед глазами безрадостный пример «Джем-мoлла», который за короткое время превратился из самого популярного ТРЦ в пустые ряды торговых площадей.
Для успешной работы того или иного ТЦ решающее значение имеет его правильное позиционирование, которое состоит из множества критериев: ценовой политики, ассортимента, местоположения, удобства для покупателей и множества других не слишком заметных для обычного потребителя вещей — вплоть до размера и цвета информационных указателей.
По большому счету иркутские торговые центры можно разделить на две категории: региональные и районные. К первой категории относятся «СильверМолл» и «КомсоМолл». ТРК «Модный квартал» все более снижает торговую составляющую и увеличивает развлекательную, так что у него, скорее всего, своя судьба, отличная от историй других торговых центров.
Остальные ТЦ являются районными. Они «привязаны» к определенной территории, и их аудитория, как правило, формируется «по месту жительства». Однако для успешной работы часто бывает недостаточно одной лишь ориентации на тот или иной район, и их маркетологи разрабатывают целые стратегии, чтобы привлечь к себе «дополнительного» покупателя.
Один из типичных районных торговых центров — ТРЦ «Юбилейный». Даже его название соответствует тому микрорайону, где он расположен. Рядом ничего подобного нет, так что по идее на ближайшее время спокойное существование «Юбилейному» гарантировано. Тем не менее в руководстве ТРЦ посчитали, что одной ориентации на местных покупателей недостаточно, и разработали концепцию дисконт-центра. Его девиз — экономия на каждой покупке.
Сейчас в «Юбилейном» собраны «скидочные» магазины со всего города. Школьные тетради здесь стоят 99 копеек, спортивные майки — 150 рублей. В общую концепцию вписывается и такая, казалось бы, незначительная в наше время вещь, как транспортная доступность. Троллейбусы и автобусы доставляют практически к крыльцу «Юбилейного» тех покупателей, у которых нет личной машины. Как результат — постоянный аншлаг, отсутствие свободных торговых площадей.
Еще один яркий представитель районный торговых центров — ТЦ «Новая Дача», расположенный на 12-м километре Байкальского тракта. Здесь ситуация совершенно другая. Вокруг — в поселках Молодежный, Новая Разводная, коттеджных ДНТ — постоянно проживает порядка 80 тысяч человек. Уровень достатка у большинства этих людей выше среднего. Неудивительно, что, по нашим сведениям, у супермаркета «Слата», расположенного на «Новой даче» — самый высокий средний ценник среди всех магазинов этой сети.
Предлагая своим посетителям обычный ассортимент, «Новая дача» одновременно формирует линейку продукции премиум-класса. Некоторые категории товаров можно купить только здесь. С недавних пор на первом этаже «Новой дачи» работает «Фуд Маркет»: сеть торговых точек с эксклюзивными и поэтому достаточно дорогими продуктами питания. Резиденты «Фуд Маркета» на отсутствие покупателей не жалуются.
Зато покупатели жалуются на отсутствие продавцов. Ситуация здесь сложилась уникальная: есть люди, которые готовы платить деньги, но платить их, по большому счету, некому. Довольно много торговых площадей — практически весь второй этаж — стоят невостребованными. При всем этом вряд ли стоит винить в сложившейся ситуации маркетинговую службу «Новой дачи». Скорее, это стечение обстоятельств: реконструкция Байкальского тракта, постоянные пробки снизили привлекательность «Новой дачи» для арендаторов. Сейчас до ТЦ идет настоящий «хайвей», но арендатор уже ушел. Сейчас он понемногу возвращается, но пока предложение не успевает за спросом.
Как будет в ближайшее время развиваться так называемый «девелоперский рынок» Иркутска? Буквально на днях открылся МТЦ «Новый». Его администрация хвастливо заявляла, что появление «Нового» подкосит и «Модный квартал», и «КомсоМолл», но пока мы такого не наблюдаем.
На рынок стройматериалов — а это ТЦ «Фортуна», «Дока», «Версаль», «Метр», безусловно, повлияет приход в Иркутск гиганта этой отрасли — сети гипермаркетов «Леруа Мерлен». Событие анонсировано на следующий год, пока оценить степень его влияния крайне непросто.
В свое время заявлялось о строительстве еще ряда торговых центров, но потом эта информация ушла куда-то в песок, и, судя по всему, от этих планов девелоперы отказались — во всяком случае, до лучших времен.
Евгений Лазарев
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт