ОСАГО для байкера или «Черная весна» в Иркутской области

Проблема с ОСАГО для мотоциклистов возникла не вчера и даже не в прошлом году. Противостояние страховых компаний, которые из года в год жалуются на убыточность и требуют от государства повышения страховых премий, и граждан, желающих заключить договор обязательного страхования автогражданской ответственности, в этом году вышло на новый виток. Об этом сегодня подробно в публикации WEACOM.RU.

ОСАГО для байкера или «Черная весна» в Иркутской области
Фото: «РИА Новости» / Максим Богодвид

Пойди туда, не зная куда

Автомобилисты мечутся из офиса в офис в надежде обрести заветный полис, но настоящими заложниками ситуации стали мотоциклисты, которых страховщики уже несколько лет объявили самими нежеланными клиентами.

В чем-то страховщики правы: мотоцикл действительно более опасный вид транспорта, чем машина, причем, дорогой вид транспорта, — даже при небольшом ДТП ущерб, причиненный мотоциклу и здоровью мотоциклиста, может вылиться в кругленькую сумму, более того, ушлые и образованные байкеры стали взыскивать со страховых компаний ущерб, причиненный даже мотоэкипировке.

Фото предоставлено Вячеславом Свистуновым

Сложилась парадоксальная ситуация: по закону каждый мотоциклист обязан иметь при себе полис, но чтобы раздобыть его, нужно пройти целый квест с дополнительной тратой времени и денег.

В этом году отказ заключать договоры стал настолько массовым, что терпение байкеров лопнуло, и с 13 апреля по стране прокатилась акция мотоциклистов «Черная пятница», когда байкеры группами в сопровождении адвокатов и журналистов приходили в офисы страховых компаний и требовали у менеджеров автострахования соблюдения закона. В Иркутской области в 2018 году такие акции прошли в Усолье-Сибирском, Ангарске, где «Черную пятницу» проводил клуб «Семь волков».

Но все это не решило проблемы — мотоциклисты по-прежнему испытывают трудности с приобретением полиса ОСАГО.

«Сложности с получением ОСАГО у меня возникли еще в прошлом году, — рассказала мотоциклистка из Ангарска Елена Соловьева (мотоцикл Yamaha Artesia 400, стаж вождения 19 лет), — Обычно я страховала в РЕСО у знакомого мне агента, который страховал мне и машину, и дом. Но в 2017 году агент мне отказала, мотивировав это тем, что у них отсутствуют бланки, и порекомендовала застраховать мотоцикл через сайт компании».

Водитель обзвонила все страховые компании в городе, и везде ей отказали под разными предлогами: одни напрямую говорили, что мотоциклы не страхуют, другие буквально требовали заключить с ними договор страхования жизни, а третьи ссылались на то, что у них технический сбой и рекомендовали обратиться в другие отделения.

«В Росгосстрахе, как помню, меня отослали на прохождение дополнительного осмотра моей „Ямахи“, хотя диагностическая карта у меня уже была. При этом никого не интересовало, а как, собственно говоря, я должна ехать на это дополнительное ТО, не имея полиса? А если я по дороге попаду в ДТП? А если меня остановят работники полиции, которые весной частенько проводят операцию „Мотоциклист“? Страховщики остались равнодушны к тому, что у меня с 1998 года не было ни одного ДТП! А когда я полезла на сайты, то оказалось, что там проблем не меньше, потому что все то и дело зависает, с меня требуют неведомый мне КМБ, номера старого водительского удостоверения моего и мужа и так далее, и тому подобное», — говорит Елена Соловьева.

Просидев на разных сайтах двое суток, женщина плюнула и страховать мотоцикл не стала в первый раз с 1998 года.

«Да, это нарушение, но меня так ни разу и не остановили. В этом было и неудобство: из-за отсутствия полиса я не смогла поехать куда-нибудь далеко. Мужу повезло больше — он обратился в корпоративную страховую компанию, отправил по электронке копии документов и вечером спокойно забрал полис. Что делать в этом году, не знаю, возможно, обращусь к „помогалам“, оказывается, в байкерской среде появились уже и такие — берут денюжку, чтобы ты мог соблюсти закон, на одном из рынков города открылся специальный центр. Ну, а почему нет? Выходить-то из ситуации надо, надоело ездить огородами», — отмечает байкерша из Ангарска.

Интернет вам в помощь!

Байкеру Максиму Конюхову (мотоцикл Suzuki Boulevard M109R, стаж вождения девять лет) в 2017 году тоже повезло — он застраховал свой круизер в СОГАЗЕ, так как эта компания обслуживала предприятие, на котором он работает, однако в этом году удача изменила, и ему пришлось также походить по кругу, как и Елене.

«Обращался в разные страховые, сначала мне говорили, что нет бланков, мы не можем застраховать вас сейчас, обращайтесь через две недели, затем стали отправлять на дополнительный осмотр, пробовали навязать дополнительные услуги. На мои возражения везде мне говорили либо „некогда нам с вами разговаривать“, либо — „ничего не знаем, обращайтесь к начальству“. А где начальство? А начальство в Москве», — говорит Максим Конюхов.

В конце концов, мужчина оформил ОСАГО онлайн. Правда, тоже пришлось повозиться, так как вводных данных много, а сайт все время подвисает, не выдерживая нагрузки.

«Тому, кому еще предстоит познакомиться с электронной версией оформления ОСАГО, могу дать совет заниматься этим ночью или ранним утром, когда европейская часть страны еще спит, и большой нагрузки на сайты компаний нет», — отмечает мотоциклист.

Это не «Черная пятница», это «Черная весна»!

«Иначе, как корпоративный сговор это назвать трудно, — говорит продавец мотомагазина „Феникс“ Дмитрий. — Проблема возникла не сегодня и даже не в прошлом году, и это вызвало рост количества мотоциклистов, которые ездят вообще без страховки. Не только байкеров, но и некоторых автомобилистов страховые компании записали в убытки, от которых следует избавляться. Уже в прошлом году многие из нас шли на всевозможные ухищрения, чтобы получить обязательную (по закону!) страховку — заключали договор ОСАГО „по блату, по знакомству“. Я считаю это саботажем, поскольку компании ставят свои внутренние интересы выше законов РФ».

Фото предоставлено Игорем Власенко

Президент одного из старейших мотоклубов Иркутска BIKE.ALL Игорь Власенко говорит, что с проблемой оформления автостраховки сталкивались почти все байкеры областного центра.

«И даже оформить электронные полисы ОСАГО мало кому удалось. Сейчас мы стали делать проще: едем в офис страховой компании, предлагаем заключить с нами договор ОСАГО, если отказывают под любым предлогом, просим дать письменный отказ, чтобы было с чем обращаться в прокуратуру. Обычно сразу же у страховщиков находятся и бланки, и желание сделать страховку. Единственной проблемой остается то, что часто навязывают дополнительные услуги, например, страхование жизни или страховку от клещей», — отмечает Игорь Власенко.

В Иркутске идет настоящая «Черная весна»! Все это будет продолжаться, пока государство не наведет порядок.

Корреспондент WEACOM.RU попытался получить комментарий о ситуации в одной из страховых компаний, но сотрудники умело направляли то на неработающие номера телефонов, то на корпоративную линию связи в Москве, где оператор любезно советовала написать электронное письмо руководству компании и ждать ответа.

А что тем временем делать байкерам? Можно, конечно, последовать примеру отчаянных голов, и рискуя, ездить без полиса ОСАГО, однако это грозит штрафом в 800 рублей, причем, за один день сотрудники полиции могут оштрафовать мотоциклиста несколько раз — это как повезет.

При этом российские власти то и дело задумываются о повышении штрафа за отсутствие ОСАГО до 5000 рублей, однако решение это то и дело откладывается, и возможно, именно из-за сложностей с оформлением полиса автострахования.

Как поступить, если ездить все-таки надо?

Первый путь, очевидный: осваивать новые технологии, покупать планшеты, открывать счета, обзаводиться банковскими картами, оформлять и оплачивать полис ОСАГО онлайн.

Второй путь — добиваться своего напрямую, приходить в офисы, писать заявление на оформление ОСАГО, заявление в страховую компанию, а в том случае, если менеджеры отказываются принимать их у вас, в присутствии свидетелей составлять акт об этом (будет достаточно трех свидетелей), а далее — писать жалобу в РСА (Российский союз автостраховщиков) и в прокуратуру. Скачать бланки заявлений можно здесь в группе «МотоСовет Санкт-Петербурга».

По идее, капля в этом случае должна точить камень, но с другой стороны очень бы хотелось, чтобы государство вспомнило о своих обязанностях и взяло на себя защиту законопослушных граждан. Тем более, что заложниками ситуации стали небогатые мотоциклисты из глубинки, пенсионеры, докатывающие свои старенькие «Уралы» и дешевенькие китайские мотоциклы. Многие из них даже не знакомы с высокими технологиями.

Майя Новик, WEACOM.RU

Комментарии

Skif  ◊ 10 мая 2018 в 11:01
у меня позавчера друг на РОСГОСТРАХ в прокуратору заявление написал как раз!
1
ProRok  ◊ 13 мая 2018 в 16:11
Skif, к прокуратору?
0
Jameson  ◊ 16 мая 2018 в 16:02
два года назад было проще! уж очень удивляют эти дуракцие законы. радует что мотик продал в прошлом году!
0

Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт