В России есть традиция: каждый год осенью политологи достают из шкафа хрустальный шар для того, чтобы поведать простым смертным, с каким результатом победит «Единая Россия», а заодно напомнить им о своем существовании. Нынешний год стал особенным, политологи балуют россиян своими пророчествами не один, а целых два раза. Так получилось благодаря тому, что в марте прошли выборы президента, на которых «неожиданно» победил Владимир Путин. Теперь пришла очередь партии власти победить на выборах в региональные парламенты.
Регион-нонконформист
Когда дело доходит до Иркутской области, скучность и однозначность политических прогнозов заканчиваются, и вместо них начинается неопределенность. В самом деле, Прибайкалье — единственный регион, давший осечку в машине по переназначению губернаторов 2015 года. Тогда главы субъектов РФ сперва массово подали в отставку, прибавив к своему титулу приставку «исполняющий обязанности», а затем также массово переизбрались, скоропостижно избавившись от этой приставки.
Не удался этот фокус лишь Сергею Ерощенко. Сперва он создал прецедент, став единственным губернатором, вышедшим во второй тур, а затем еще один — проиграв. Вместо него кресло главы региона занял Сергей Левченко. Здесь мы не будем обсуждать итоги правления «красного губернатора», это тема для отдельного разговора, мы поговорим о тенденции, которая после этого возникла.
Следующими стали выборы в Госдуму 2016 года. В Иркутской области по Октябрьскому одномандатному округу (№ 93) побеждает коммунист Михаил Щапов. При этом по всей стране подавляющее большинство округов занимает «Единая Россия», а ее совокупный результат — 76,2%. 343 места из 450. Конституционное большинство. На этом фоне Приангарье если и не создает уникального прецедента, то резко выделяется из общей картины наряду с еще несколькими «отщепенцами».
В 2018 году прошли президентские выборы, здесь Иркутская область хоть и показала меньший результат за Путина, чем в целом по стране (73% против 76,6%), продемонстрировала то же настроение, что и остальная часть России.
В самом деле, на некоторое время в стране создалось ощущение, что все голоса либо слились в дружное «Мы верим Путину», либо обреченно замолкли. Главный редактор RT Маргарита Симоньян на радостях и вовсе заявила, что теперь Путин — не просто наш президент, а еще и «вождь». К какому племени после этого приписали россиян: Апачи, Чероки или Ирокезы — Симоньян, к сожалению, не сообщила. Случившийся через несколько месяцев Чемпионат мира по футболу и вовсе создал ощущение, что на фоне побед нашей сборной из новоиспеченных индейцев можно и вовсе вить веревки (ну, или что они там вьют?).
Пока Россия была занята мундиалем, власти, словно умелый фокусник, принимали законы, которые традиционно относят к «непопулярным». В то время, как все внимание страны было сосредоточено либо на игре, либо на обсуждении нравственных качеств русских болельщиц, НДС успел вырасти с 18% до 20%. За ним последовали акцизы, а также тарифы на ЖКХ и полисы ОСАГО. Кроме того, начал работать закон Яровой. Эксперты, которые следили за ситуацией, хором твердили, что так в стране можно вернуть крепостное право или ввести право первой ночи — никто не заметит. И, возможно, выбери наша власть что-то из этого — никто не обратил бы внимания. Но вместо этого она решила покуситься на нечто более важное, ценное и сакральное.
Позабудьте все про балл, ПФР вас…
14 июня Дмитрий Медведев объявил о поэтапном повышении пенсионного возраста в России: с 55 лет до 63 для женщин и с 60 до 65 лет для мужчин. Первыми ощутить на себе последствия нововведения должны мужчины 1959 года рождения и женщины 1964 года рождения, которые получат право выйти на пенсию в 2020 году в возрасте 61 года и 56 лет соответственно.
По словам премьера, изменение пенсионного законодательства необходимо для того, чтобы иметь возможность повысить пенсии (помимо уровня инфляции на 1000 рублей в год). Сказать, что россияне не обрадовались такой перспективе — значит не сказать ничего. Многие из них вспомнили, что на сегодняшний день средняя продолжительность жизни в стране составляет 67 лет для мужчин и 77 лет для женщин. Так что многие из них рискуют до пенсии либо не дожить, либо порадоваться ей буквально пару лет, не получив на руки обратно и малой доли тех денег, которые были ими уплачены во время работы.
В ответ на это ученые из НИУ «ВШЭ» заявили, что по прогнозам к 2030 году, когда пенсионное законодательство изменится окончательно, средняя продолжительность жизни мужчин будет составлять 75,8 лет, а у женщин 83,7 лет. В свою очередь, противники пенсионной реформы вспомнили, что здравоохранение в России находится далеко не на передовом уровне, так что предпосылок для столь оптимистичных прогнозов нет. Развернулась публичная дискуссия, в основном в форме митингов или пикетов, которые проходили по всей стране.
Только в Иркутской области было как минимум семь протестных акций против повышения пенсионного возраста, которые были организованы оппозицией разной степени несистемности со всех сторон политического спектра. Пенсионный вопрос оказался настолько чувствительным, что даже обычно умеренная в своих лозунгах КПРФ, заявила о том, что в случае подписания закона президентом, партия будет вынуждена потребовать его отставки.
Подобный ультиматум не удивил бы, прозвучи он из уст сторонников Алексея Навального или членов партии «ЯБЛОКО». Но когда такое заявляют коммунисты, которые, как правило, стараются не «бросать копья» выше премьер-министра, начинаешь чувствовать напряжение, которое витает в воздухе. И в самом деле, по данным разных опросов, негативно к предложенным изменениям относятся от 80% до 89% россиян. При этом 73% относятся к ним резко негативно. До того, как правительство начало говорить о повышении пенсионного возраста, многие ругали систему за низкий размер выплат. Однако на практике именно пенсии оказались истинной народной скрепой, краеугольным камнем доверия народа к государству.
А между тем, невзирая на митинги и результаты опросов, Государственная дума 19 июля в первом чтении приняла законопроект. Против проголосовали фракции КПРФ, ЛДПР и СР. «За» — «Единая Россия», и то не в полном составе, что вызвало несколько скандалов, потому что президиум партии принял решение, что одобрить проект должен каждый единоросс в парламенте. Регионы бурно отреагировали на это. Так, например, видео, где депутат от Братска (избирательный округ № 96) Андрей Чернышев оправдывается перед избирателями, почему он проголосовал за повышение пенсионного возраста, стало вирусным.
Предложения инициировать отзыв из Госдумы депутатов от «Единой России» можно все чаще услышать в социальных сетях.
Столкнувшись с подобной реакцией, да еще и накануне выборов в регионах, аппаратчики стали заявлять о том, что проект закона сырой, и его еще предстоит доработать с учетом пожеланий населения в двух следующих чтениях. Даже Владимир Путин сделал заявление о том, что в нынешнем виде проект реформы ему не нравится. Вот только сдержит ли это рейтинги партии власти от падения?
Результаты партий зависят от… погоды
Если бы вы были журналистом, опрашивающим экспертов об их ожиданиях от выборов, то самым распространенным вступлением, которое вы бы слышали было: «Иркутская область — сложный и интересный регион…» На самом деле, это действительно так. Помимо озвученных выше причин, в контексте именно этих выборов еще и потому, что Прибайкалье входит в дюжину регионов, чья региональная власть публично не поддержала проект пенсионной реформы, когда правительство направило его в регионы для внесения поправок.
Во всех субъектах федерации, где этой осенью пройдут выборы, они приобретут форму плебисцита: если ты против пенсионной реформы — то голосуй за любую партию кроме «Единой России». Но только в Иркутской области этот посыл усиливается рабочим административным ресурсом, который еще и подкрашивает его в красный цвет.
Несмотря на то, что 9 сентября избиратели увидят в бюллетене 7 партий, по мнению экспертов, наибольший интерес представляет результат лишь двух из них.
Политолог Максим Зимин считает, что правительство РФ, объявив о повышении пенсионного возраста летом, подложило свинью иркутским единороссам:
«Предвыборная кампания „Единой России“ начиналась очень достойно. Праймериз прошли открыто и конкурентно, оставив после себя хорошее впечатление. Но благодать закончилась в тот момент, когда люди узнали о пенсионном грабеже, за который проголосовали почти все единороссы в Москве. Рейтинг партии покатился вниз. Я больше не верю в старые прогнозы, которые обещали ЕР результат в 40-50%. Для того, чтобы его обеспечить, нужно будет очень постараться на уровне административного ресурса и подвозов. Честный результат „Единой России“ по списку я прогнозирую около 30%».
Федеральный политконсультант, руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев в связи с расчетом на админресурс делает для партии власти более оптимистичный прогноз:
«Я думаю, что у „Единой России“ в Иркутске все будет в порядке, даже несмотря на пенсионную реформу. Само собой, она поспособствует снижению рейтингов всей власти, включая Владимира Путина. Согласно опросам ЕР потеряла большое количество голосов, но низкая явка может это компенсировать. Партийно-административная мобилизация при низкой явке избирателей сможет минимизировать потери».
Что касается их основных соперников из КПРФ, то их результат, по мнению Максима Зимина, во многом зависит от климатических условий непосредственно в день голосования:
«Здесь начинает работать закон сообщающихся сосудов: если где-то убыло — значит, где-то прибыло. Коммунисты при своей не сказать что шикарной кампании и при многих негативных вещах, которые происходят в правительстве Левченко, могут вырваться вперед. Фактически на коммунистов работает Дмитрий Анатольевич Медведев, председатель партии „Единая Россия“. То, что он сделает коммунистам такой подарок — было сложно представить. Я думаю, что КПРФ получит где-то около 30% голосов. Но все будет зависеть от погоды. Именно она определит фаворита этой гонки, потому что электорат коммунистов, в основном, живет в городской среде. „Единая Россия“ в большей степени ориентирована на глубинку, где явка потенциально выше. Если будет солнечная погода, и люди будут находиться на своих приусадебных хозяйствах и копать картошку, то тогда „Единая Россия“ получит с небольшим отрывом больше, чем КПРФ. Если будет погода пасмурная, слякотная, но, конечно, не град и не ливень, то КПРФ имеет все шансы вырваться вперед».
Константин Калачев отметил уникальность возможности, предоставленной коммунистам:
«Конечно, у КПРФ сейчас появляется исторический шанс, коридор возможностей существенно расширился. Я у себя в „Фейсбуке“ видел сообщение о том, что согласно опросу сайта IrkutskMedia 25% могут голосовать за КПРФ и только 19% за ЕР, но другой вопрос в том — насколько аудитория этого ресурса репрезентативна. Полагаю, что если мы возьмем всех избирателей, то результат будет несколько другой».
Тем не менее, несмотря на возможное равенство результатов партий по спискам, говорить о том, что «Единая Россия» может потерять большинство в ЗС — преждевременно. Константин Калачев считает, что большинство в региональном парламенте партия сможет набрать благодаря кампании по одномандатным округам. С ним согласен и Максим Зимин:
«Лидирование КПРФ не означает лидирование в парламенте, потому что на большинстве территорий по одномандатным округам единороссы все-таки побеждают. В немалой степени это связано со снятиями сильных одномандатников не от ЕР. С формальной точки зрения партия сохранит большинство, но это будет совсем не то большинство, каким оно было 5 лет назад. Тогда ЕР вели Сергей Ерощенко, Людмила Берлина и Николай Слободчиков. Теперь многие единороссы лояльны губернатору-коммунисту».
Кандидаты от «Единой России» имеют очень прочные позиции по одномандатным округам. Проще перечислить территории, где исход выборов не однозначен, чем наоборот. По словам Зимина, хорошие шансы на победу у коммунистов есть по нескольким округам.
В первую очередь, по округу № 14 (Усолье-Сибирское), где баллотируется представитель СХПК «Усольский свинокомплекс» действующий депутат Павел Сумароков. У агрохолдинга очень сильное лобби в Законодательном собрании и в правительстве Левченко. Несмотря на это, победа не является неизбежной, так как противостоять Сумарокову будет Степан Франтенко, представитель СХ ПАО «Белореченское», другого крупного сельхозпредприятия.
Также, по мнению политолога, на округе № 8 (Шелеховский район и часть Ангарского городского округа) победить может гендиректор СПК «АгроБайкал» Александр Белов.
Его главный конкурент — директор по экологии, охране труда и промышленной безопасности Шелеховского филиала ПАО «РУСАЛ Братск» единоросс Алексей Тенигин.
В округе № 6 (часть Ангарского городского округа) победить единоросса, директора «Водоканала» Александра Алексеева может главврач больницы № 1 Иван Крывовязый.
Также возможность выиграть есть у бывшего депутата Госдумы, коммуниста Антона Романова.
Его противник — вице-спикер Думы Иркутска Александр Ханхалаев. Исход этого противостояния предстоит решить жителям Иркутска, которые живут в части Свердловского района от «политеха» до Ершей (избирательный округ № 4).
А вот шансы зампреда правительства Иркутской области Виктора Кондрашова Максим Зимин оценивает не столь высоко:
«Я считаю, что при том подходе, который у Виктора Ивановича к кампании сейчас, шансов на победу гораздо меньше, чем у его оппонента. Я вижу по округу № 5 много баннеров разной степени креативности, но не вижу самого главного — полевой работы. Никто не работает с конечным избирателем для будущей мобилизации»
В то же самое время эксперты отмечают высокое качество полевой работы вице-спикера ЗС второго созыва единоросса Андрея Лабыгина.
Противостояние двух политиков, которое сейчас развернулось от Синюшки до Ленинского района, началось еще в 2014 году, когда Андрей Лабыгин внес в ЗС законопроект, который изменил процедуру избрания главы областной столицы. После принятия закона право избирать мэра города отошло от непосредственно жителей к депутатам городской Думы, которые теперь выбирают градоначальника из своего числа. В итоге последний избранный напрямую иркутянами мэр Кондрашов смог отработать лишь половину возможного срока. Вместо обычных для аналогичных должностей 8 лет Виктор Кондрашов продержался в кресле мэра Иркутска 4 года, после чего был вынужден уступить его Дмитрию Бердникову.
Накал борьбы по пятому округу иллюстрирует наличие зарегистрированных кандиатов-спойлеров. «Оттягивать» голоса у Андрея Лабыгина будет самовыдвиженец Александр Лобыгин, а у Виктора Кондрашова — его полный тезка из Красноярского края, выдвинутый партией «Родина». Сторонникам каждого из кандидатов стоит остерегаться подделок и надеяться на невнимательность избирателей из противоборствующего лагеря.
У других партий также есть сильные одномандатники. По мнению Максима Зимина, шансы на успех есть у действующего депутата ЗС, идущего от ЛДПР по округу № 9 (часть Братска), Георгия Любенкова. В целом для партии политолог ожидает результата около 14%, в основном за счет избирателей среднего возраста, которые отдают предпочтение этой партии. Если раньше их симпатии не были направлены на формирование власти, то сейчас, повзрослев, эти люди начали добираться до избирательных участков.
Для «Справедливой России», по словам политолога, сейчас ожидается более хороший результат, нежели 5 лет назад. У лидера регионального отделения Ларисы Егоровой точно должно получиться пройти в Заксобрание. А вот уже второму номеру в списке Александру Гаськову сделать это будет куда сложнее из-за того, что региональное отделение не ведет комплексные и планомерные работы по территориям.
В пользу «Гражданской Платформы» формально сложились все факторы. Во-первых, это первое место в бюллетени, которое автоматически обеспечивает до двух дополнительных процентов к итоговому результату. Во вторых — то, что местное отделение партии снова олицетворяет экс-председатель правительства и глава «Нового Города» Александр Битаров, имеющий репутацию сильного и независимого регионального политика. Тем не менее, Максим Зимин уверен, что повторить успех 2013 года бывшей партии Прохорова не удастся. В первую очередь, из-за недостатка ресурсов.
У кандидатов от ГП нет стимула вкладывать собственные средства. Тот же Александр Битаров после снятия с выборов Эдуарда Дикунова гарантированно пройдет по избирательному округу № 2 (Октябрьский район Иркутска). Кроме того, на кампанию не будет работать рейтинг двух важных фигур — Михаила Прохорова и Владимира Матиенко, которые имеют сторонников среди жителей Иркутской области.
Оставшимся двум партиям: «Родине» и КПСС Максим Зимин прогнозирует результат менее 5% каждой. По словам политолога, Коммунистической Партии Социальной Справедливости не удастся снова набрать 4%, как она это сделала в 2013 году. Тогда на рейтинг партии сработало то, что в бюллетени она находилась выше, чем КПРФ, чьи голоса она была призвана оттянуть. Но сейчас партия находится ниже в списке, поэтому ей приходится тратить больше ресурсов на агитацию.
Впрочем, Максим Зимин оценил работу усольского политика Сергея Угляницы, который баллотируется по округу № 14. Политолог считает, что именно за счет работы Угляницы партия является «спойлером» на 90%, а не на все 100%. Впрочем, из-за борьбы двух агрогигантов на этой территории рассчитывать на прохождение в законодательный орган Сергею Углянице явно не приходится.
Напомним, всего в областном парламенте 45 вакантных мест. За 23 из них поборются кандидаты по партийным спискам. Оставшиеся 22 будут пытаться занять кандидаты по одномандатным округам.
Роман Труфанов, WEACOM.RU
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт