Томские ученые нашли под Иркутском остатки рыб юрского периода

Палеонтологи Томского госуниверситета и Института земной коры СО РАН нашли в Иркутском угольном бассейне 25 рыб юрского периода. Возможно в этом месте находятся и останки высших позвоночных, уверены ученые.

Томские ученые нашли под Иркутском остатки рыб юрского периода
Фото: Пресс-служба Томского государственного университета

Остатки рыб юрского возраста обнаружили кандидат геолого-минералогических наук, доцент кафедры палеонтологии и исторической геологии геолого-географического факультета ТГУ Степан Иванцов и кандидат геолого-минералогических наук, старший научный сотрудник Институт земной коры СО РАН, палеоботаник Андрей Фролов, сообщает пресс-служба вуза.

По размерам останки около 20-25 см в длину. Чтобы определить вид рыб, нужно препарировать образцы. Но сейчас уже известно, что останки скопились впоследствии какого-то события, которое привело к массовой гибели рыб. После геохимического и микропалеонтологического анализов будет установлена точная причина гибели.

Отложения юрского возраста оказались сцементированными, плитчатыми: их приходилось раскалывать и смотреть по поверхностям напластования, рассказал Степан Иванцов. Хоть это и создавало трудности в работе, но все же обеспечило уникальную сохранность: рыбы сохранились практически в прижизненном состоянии — видны отпечатки мягких тканей и чешуек, все лучи плавников.

Поиски юрских позвоночных в Иркутской области ведутся с 2014 года. В 2017 году была разработана поисковая методика, а в 2020 — обнаружены первые остатки двух рыб юрского возраста. После находки 25 рыб ученые уверены, что в Иркутской области можно найти высших позвоночных, в том числе динозавров.