Будущий авиаконструктор родился в Иркутске 22 ноября 1909 года. Его семья была довольно обеспеченной: отец служил на железной дороге, мать работала зубным врачом.
Окончив коммерческое училище, 17-летний Миль поступил в Томский технологический институт и сразу же записался в авиамодельный кружок, однако через пару месяцев Михаила отчислили. «Был сигнал о том, что у вас дома есть мягкие стулья!» — объяснили в деканате. Как выяснилось, донос на «богача» написал его однокурсник.
Позже молодой сибиряк попал на кожевенный завод, где отработал год. После чего поступил в Донской политехнический институт — на авиационное отделение.
«Впервые я услышал слово „автожир“ в 1928 году, будучи студентом 2-го курса Новочеркасского института (он же Донской. — Ред.), — писал Миль в дневнике. — Товарищ с увлечением рассказал мне о новом типе диковинного самолета, у которого вместо крыла был само- вращающийся винт».
Тогда Миль и загорелся идеей изучить весь ее потенциал. Он написал письмо земляку Николаю Камову, тот заведовал отделением автожиров в Центральном аэрогидродинамическом институте в Москве. Способный студент стал помощником механика на испытаниях автожира КАСКР-1. Кстати, именно Камов первым ввел термин «вертолет». До этого винтокрылые аппараты называли на французский манер — «геликоптер». Позже, уже после Великой Отечественной, два авиаконструктора соперничали.
Во время учебы в институте 20-летний Миль встретил свою любовь. 22-летняя Прасковья (Пана) Руденко долго не воспринимала Михаила всерьез, но Миль не сдавался. Старался всегда быть рядом, провожал до общежития, где оба тогда жили. В один прекрасный момент Пана поняла: без Миши она уже не может обойтись.
На дипломную практику Миль отправился в Москву. Брать с собой беременную жену ему запретили, и рождения первой дочери Татьяны в 1931 году молодой ученый не застал. Обиженная Пана записала ребенка на свою фамилию. Узнав об этом, молодой отец порвал свидетельство о рождении в клочья.
Во время войны у Милей было уже двое детей. Младший Вадик при эвакуации в Билимбай Свердловской области заразился дифтерией. Мучился полтора месяца, и в декабре 1941 года 5-летний мальчик умер. В конце 1942 года родилась девочка Манечка. Она умерла от двустороннего воспаления легких, прожив всего девять дней. Милю сообщить об этом не успели. С фронта, где он служил начальником технической бригады, Михаил писал жене: «Целую тебя и дочек».
Затем стало известно о гибели матери Миля и его родного брата Якова. Но времени на траур у конструктора не было. Его главной задачей была помощь бойцам с воздуха. Увы, автожиры-7 оказались непригодны для войны. Сначала думали, что эти машины будут корректировать огонь бомбардировщиков, но автожиры оказались уязвимыми для пуль, тихоходными и слишком шумными.
Однажды во время наступления немцев Миль сделал все, чтобы винтокрылая машина не попала в руки захватчиков. Несмотря на общую панику, он приказал механикам разобрать автожиры, чтобы вывезти технику в тыл. Времени было мало, и моторы буквально вырубали топором. Вскоре все автожиры были отправлены на завод. И до конца войны Миль занимался вопросами устойчивости боевых самолетов, регулярно выезжая на фронт.
После войны в семье авиаконструктора появились еще две дочери — Надя и Леночка. В мире же произошел винтокрылый бум. А у Миля уже был готовый проект. В 1945 году он даже писал о своей идее Сталину, но тогда письмо осталось без ответа. Теперь же изобретателю разрешили открыть конструкторское бюро под грифом «совершенно секретно». 12 декабря 1947 года считается датой образования Московского вертолетного завода имени Михаила Миля.
В 1951-м «стрекоза» Ми-1 вышла в серийное производство. Под руководством Миля на заводе было запущено серийное производство множества моделей «Ми». Но после неудачи при запуске самого грузоподъемного вертолета Ми-12 в 1967 году у конструктора случился инсульт. Спустя два года Михаил скончался.
Подробнее читайте в материале «КП-Иркутск».
WEACOM.RU
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт