«Планета обезьян: Война». О дикости и человечности
Трейлеры снова врали: каждый из них акцентировал внимание совсем не на том, о чем на самом деле фильм. Стрельба, пафос, нелепые лозунги: к счастью, всего этого в картине оказалось очень мало. Режиссер Мэтт Ривз и продюсер Марк Бомбек подарили миру хорошее развлекательное кино.
По сюжету человечество почти уничтожил мутировавший вирус гриппа, обезьяны скрываются в лесах, а люди пытаются их уничтожить. Шимпанзе по имени Цезарь намерен положить войне между видами конец, но солдаты убивают его близких. Одержимый жаждой мести, лидер обезьян берет ружье и отправляется в путь. А дальше начинается история о ненависти, отчаянии, необходимых жертвах и человечности, доступной не только людям.
Название «Война» ленте совершенно не подходит: воюют тут два раза за весь фильм. В картине намного больше апокалиптичности, безнадежности, раскрытия психологии персонажей и их переживаний, чем боевых действий. Это не история глобального противостояния двух разумных видов, скорее, рассказ о борьбе двух личностей и их внутренних демонах.
И вождь обезьян Цезарь, и его антагонист Полковник, прекрасно сыгранный Вуди Харрельсоном, потеряли нечто очень важное и уже невосполнимое. А единственный способ примириться с пустотой внутри себя для каждого из них — уничтожить своего оппонента.
От этого конфликт, и без того логичный и серьезный, приобретает дополнительную глубину и личный характер. Но самое главное, обе стороны в нем по-своему правы, наделены весомой мотивацией, и достойны сопереживания.
Важно только не пытаться разбирать фабулу с точки зрения науки, иначе придется задать фильму слишком много вопросов, ответов на которые он не дает. А что это за вирус такой, из-за которого обезьяны умнеют, а люди умирают? А как обезьяны научились говорить, если речевой аппарат напрямую с интеллектом не связан? А как они стреляют из человеческого оружия со своими-то кистями рук? Как они приспособились к холодной североамериканской погоде?
И это только самое очевидное, о чем хочется спросить создателей фильма. Поэтому, чтобы адекватно воспринимать «Планету обезьян», нужно полностью абстрагироваться от ее научной составляющей. Есть два биологических вида, которым слишком тесно в границах одной экосистемы, остальное — художественные средства, позволяющие лучше раскрыть конфликт сторон.
И в этом контексте вирус, сначала убивавший людей, а теперь превращающий их в животных, преобразуется в метафору: борясь за выживание, люди становятся дикими. А Полковник, сражавшийся за свою человечность и превратившийся в дикаря, отрубающего головы солдатам и распинающего обезьян на крестах, отлично демонстрирует человеческую психологию.
Создатели картины вообще охотно пользовались художественным приемам: аллюзиями, метафорами, символами. Но главное, все изобразительные средства добавлены не ради самого факта наличия оных, как в недавнем «Чужом», а удачно вплетены в сюжет и помогают развивать историю.
Да, метафоры и отсылки по большей части получились очевидными, некоторые даже банальными, но сам факт их удачного использования заслуживает похвалы.
Создатели старались сделать историю мрачной, тяжелой и неглупой. У них это получилось. Мрачный тон, заданный конфликтом, прекрасно дополняет мрачный видеоряд: заброшенные постройки, пасмурное небо, снег, грязь, кровь.
Тяжелую атмосферу создает понимание обреченности человечества и отчаянное зверство, к котором прибегают люди, в попытках спастись. Умным фильм делает сложный конфликт и логичная мотивация главных героев.
Впрочем, не всем подход создателей придется по душе. Кому-то покажется затянутой и скучной первая половина фильма, где Цезарь и несколько преданных ему обезьян идут по следу Полковника. Другие, наоборот, поругают вторую, более динамичную и насыщенную событиями половину картины за наличие голливудских штампов и возросший градус пафоса.
Чтобы показать конфронтацию протагониста и антагониста, пришлось пожертвовать раскрытием остальных персонажей. И речь идет о людях: четвероруким героям уделено почти все экранное время, они оказываются в ситуациях, демонстрирующих те или иные черты характеров и вынуждающих обезьян совершать логичные и понятные поступки. А вот мотивацию наших собратьев Полковник объясняет в одиночку. Сильно и убедительно объясняет, но среди людей характер прописан только у него.
Даже несмотря на эти недостатки, «Планета обезьян» все равно отличное кино, которое вызывает у зрителя массу эмоций и отлично справляется, как с задачей развлечь, так и с задачей донести до аудитории мысль. Серьезный и неглупый развлекательный фильм, какие выходят редко.
Вадим Смирнов, WEACOM.RU
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт