Восьмые «Звездные войны»: вырождение Силы. Рецензия на суперпремьеру
Сюжет
Тоталитарное государство Первый Орден с яростью обрушивается на демократическое государство Новая Республика, а участники Сопротивления, как назло, разлетелись по разным уголкам хрестоматийной далекой галактики. Принцесса Лея (Кэрри Фишер), командующая повстанческим флотом, вот-вот вынуждена будет капитулировать перед врагом. Юная джедайка Рей (Дейзи Ридли), разыскавшая престарелого джедая Люка Скайуокера (Марк Хэмилл), станет донимать его мольбами о возвращении в ряды Сопротивления. А унылый Финн (Джон Бойега) обзаведется подобающей себе подругой (Келли Мари Трэн) и на пару с ней примется мелко пакостить приспешникам злостного Кайло Рена (Адам Драйвер).
В предыдущих сериях
Самое первое кино из серии «Звездные войны» уже в год выхода (1977) окрестили «лучшим плохим фильмом в истории». Под «лучшим» имелся в виду его успех, а под «плохим» — его примитивность и бестолковость. К сегодняшнему дню такие «лучшие из худших» расплодились в Голливуде десятками — от кинокомиксов «Марвела» и DC до «Пиратов Карибского моря» и «Трансформеров». Но «Стар Ворс» все-таки были первыми — и, пожалуй, никакая другая франшиза не вызывала и не вызывает такого же ажиотажа, особенно в западном мире.
После «Пробуждения Силы», седьмого эпизода «Звездных войн», вышедшего ровно два года назад и в одночасье ставшего третьим самым кассовым фильмом в истории кино, все зрители поняли (кто с восторгом, кто с ужасом): «Стар Ворс» вернулись всерьез и надолго. Ту седьмую серию поставил крайне яркий кинодеятель Джей Джей Абрамс — и картина «Пробуждение Силы» как раз и получилась весьма броской и эффектной.
А вот «Последние джедаи» словно бы нарочно созданы в противовес тому «Пробуждению». Фильм Абрамса можно было назвать одним из самых уютных, умильных, солнечных и даже «мимимишных» блокбастеров текущего века. Новые «Джедаи» же — кино нарочито насупленное, неотесанное, временами корявое, а местами и пасмурное. Словом, осенний какой-то фильм — ни разу не праздничный и предновогоднему настроению не слишком соответствующий.
Сценарист и режиссер
Разумеется, виновником такого торжества (или скорее уж антиторжества) и в первую, и во вторую очередь является режиссер и сценарист, тем более что в данном случае это один человек. Зовут его Райан Джонсон, в 2005 году он дебютировал перехваленной тинейджерской безделицей «Кирпич», где сыграл тогда еще мало кому известный Джозеф Гордон-Левитт. В 2012 году Джонсон снял невразумительную фантастику «Петля времени» с тем же Гордоном-Левиттом, которая откровенно паразитировала на столь же невнятном «Начале» Кристофера Нолана.
И вот теперь именно этому Джонсону доверили и написание сценария, и постановку восьмых «Звездных войн». Ясно, что ничего сильно положительного из этого не могло выйти. Конечно, «Последние джедаи» — не полный провал, но уже то, что это самый длинный фильм во всей франшизе (два с половиной часа!), свидетельствует не в пользу Джонсона.
Плюс данный автор не склонен к лаконизму в той же мере, что и к событийной насыщенности. В восьмых «Войнах» не так уж много всего происходит — и ощущение некоторой вымученности сопровождает буквально каждую сцену. Затянутость и тяжеловесность погубила не один блокбастер — случай «Последних джедаев» особенно обиден, учитывая, как легок для восприятия был предыдущий эпизод, поставленный Абрамсом.
Персонажи
Сами по себе герои, в общем, не разочаровали — удручает лишь то, что в этот раз им предоставлен невеликий простор для маневров. Престарелая принцесса Лея обращает на себя внимание лишь в свете того факта, что в последний раз сыгравшая эту роль Кэрри Фишер умерла в конце прошлого года. Ее брат-близнец Люк Скайуокер в седьмом эпизоде мелькнул лишь перед финальными титрами, поэтому здесь ему можно просто находиться в кадре, чтобы вызвать к себе зрительский интерес. Примерно так и происходит.
Куда любопытнее судьба самых занятных героев из «Пробуждения Силы» — Рей и Кайло Рена (тем более что и первую, и второго играют отличные молодые актеры, почти уже суперзвезды). Лучшей сценой «Последних джедаев» можно назвать ту, где эти антагонисты встречаются лицом к лицу. Высокое напряжение там создается уже за счет череды выразительных крупных планов очаровательной мисс Ридли и фриковатого мистера Драйвера.
Явная ложка дегтя в картине — традиционный для Голливуда последних лет апофеоз политкорректности. Тусклому негру Финну теперь всю дорогу сопутствует пухлая азиатка Роза. Линия этих героев самая утомительная, зато очень гуманистическая, про дружбу народов и прекрасные качества представителей нацменьшинств. Поаплодируем и утрем слезинку, которая неминуемо выступит от зевка.
Резюме
К сожалению, «Последние джедаи» куда ближе не к любому из семи предыдущих эпизодов «Звездных войн», а к их спин-оффу (то есть фильму-ответвлению), который вышел год назад под названием «Изгой-один». Там тоже наличествовало много маеты, заторможенности, бессмысленности, а дух старых добрых «Стар Ворс» особо не ощущался.
В «Последних джедаях» этого духа, конечно, побольше, врать не станем. Тут как-никак немало времени уделено пресловутым джедаям, которых в «Изгое-один» вовсе не было. И бои на световых мечах — визитная карточка «Звездных войн»! — тут на месте. В этом отношении есть и некоторое декоративное новаторство: скажем, один особенно живописный поединок происходит в комнате с красными стенами — отсылка то ли к классическим мюзиклам, то ли к Дэвиду Линчу.
Но в целом восьмой эпизод — не ахти какой удавшийся. Его, конечно, захвалят критики (и уже начали!), как захвалили они предыдущие работы претенциозного зануды Райана Джонсона. Но отчаянно зрительской картиной «Последних джедаев» никак не назовешь. И те огромные кассовые сборы, которые этому фильму безусловно светят, скорее можно будет приписать грамотному хайпу, самообману аудитории и общему заоблачному культу, давным-давно окружающему «Звездные войны».
Евгений Новицкий, WEACOM.RU
Мнение автора субъективно и может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт