«Власть»: несерое кино о «сером кардинале» Буша-младшего. Рецензия на лучший фильм текущего проката
Сюжет
В молодости Дик Чейни (Кристиан Бейл) был непутевым безалаберным малым, но умудрился удачно жениться, вскоре после чего любимая супруга Линн (Эми Адамс) муженьку заявила: или берись за ум, или развод. Вот Дик и взялся за ум, да до того рьяно, что уже через несколько лет работал в Белом доме. К концу 1980-х Чейни дослужился там до должности министра обороны, а при Буше-младшем (Сэм Рокуэлл) стал вице-президентом. И как минимум первый бушевский срок Дик Чейни де-факто являлся главным человеком в государстве.
Режиссер
Кто в нынешних Штатах способен был замахнуться на байопик о поныне здравствующем «ястребе»-республиканце? Еще недавно казалось, что это под силу разве что режиссерам-титанам уровня Мартина Скорсезе или Оливера Стоуна. А «Власть» между тем поставил (и даже единолично написал к ней сценарий) режиссер, которого совсем недавно никто попросту не воспринимал всерьез. Ведь Адам МакКей вплоть до середины десятых снимал одни только идиотические комедии («Сводные братья», «Копы в глубоком запасе» и т. д.).
А нынче этот вчерашний клоун уже второй раз за пятилетку претендует на «Оскары», причем снова и в режиссерской, и в сценарной, и в продюсерской номинациях. Кроме того, «Власть» могут наградить за монтаж, грим-прически, исполнителя главной роли (Бейл), второпланового актера (Рокуэлл) и актрису (Адамс).
Становление автора
Адам МакКей «нового образца» начался с картины «Игра на понижение» (2015), ставшей редчайшим примером голливудского кино со звездами, которое было всецело посвящено узкоспециализированной тематике – ипотечному финансовому кризису 2007–2008 годов.
Привычного сюжета и героев там не было, но имелся занятный научно-популярный рассказ на означенную экономическую тему, снабженный лошадиными дозами иронии, порой переходящей в откровенную издевку. Шедевра из «Игры на понижение», может, и не получилось, но до той поры подобной картины на свете точно не было.
Жанр
Фильм-ликбез – весьма достойный жанр; даже «нехудожественные» научпоп-ленты могут обладать высокими эстетическими достоинствами: об этом не понаслышке знают те, кто видел короткометражки некоторых советских корифеев документалистики вроде Павла Клушанцева или Семена Райтбурта.
В «Игре на понижение» МакКей оснастил заумный, неудобоваримый материал перманентными визуальными изысками, драматургическими кунштюками, игривыми подмигиваниями всех членов съемочной группы – от режиссера до монтажера. Словом, лекция по экономике подверглась мощной атаке из орудий популизма и постмодернизма – и из этого взаимодействия родилась кой-какая позитивная и заразительная искра.
Комично и неполитично о трагическом и политическом
То же самое Адам ныне провернул, взявшись за несколько более «благодарную» тему из совсем недавней политической истории. Закулисные махинации ловкача-консерватора, проворачиваемые им в кресле вице-президента при действительном президенте-идиоте, – отменный материал для комедии.
Таковую МакКей и снял, но в данной комедии уже нет ничего общего с его прежними сомнительными юморесками с участием Уилла Феррелла. Нынче Адам снимает совсем других актеров, пишет кардинально иные сценарии и рьяно экспериментирует буквально в каждой сцене довольно длинного фильма. Это смелый, новаторский, ревизионистский подход: на наших глазах Адам МакКей объективно развивает киноязык, хотя в XXI веке этим вроде бы уже давно никто не занимается.
Нестарый «стар» в роли старого «ястреба»
Не все зрители готовы к лицезрению экспериментов, но, с другой стороны, все любят кино со звездами. И в том, что МакКей имеет возможность работать с суперстарами, – залог самой его возможности снимать столь непривычное кино.
Центрального героя во «Власти» с привычным блеском играет Кристиан Бейл, обладающий способностью радикально сбрасывать или же набирать собственный вес. В данном случае он прибегнул к последнему умению, оборотившись грузным толстомордым хмырем, на чьей физиономии при этом без труда читаются недюжинный ум, завидная невозмутимость и макиавеллиевское иезуитство. Филигранная актерская работа, рядом с которой бейловский же гениальный аутист из «Игры на понижение» кажется рядовым лицедейским упражнением.
Резюме
Великолепному Бейлу не уступают Эми Адамс с Сэмом Рокуэллом, а также и Стив Каррелл в роли бушевского министра обороны Дональда Рамсфелда. Все перечисленные актеры обладают прекрасным чувством комического, и уже за счет этого смотреть «Власть» – удовольствие. А учитывая, сколь умен и остроумен дирижер всего этого действа Адам МакКей, данное удовольствие можно даже назвать редчайшим.
Евгений Новицкий, WEACOM.RU
Мнение автора субъективно и может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт