«Чернобыль»: черная быль об ужасах социализма. Рецензия на мегахитовый мини-сериал

С начала мая по начало июня весь мир смотрит тягостную американско-британскую многосерийку про Чернобыль. Посмотрели ее и мы. На момент написания данного текста в доступе были четыре серии из пяти.

«Чернобыль»: черная быль об ужасах социализма. Рецензия на мегахитовый мини-сериал
Фото: film.ru
Оценка:

Сюжет

Весна 1986-го, СССР. Через несколько часов после аварии на Чернобыльской АЭС в зону поражения разбираться с ситуацией отправляются члены правительственной комиссии — замдиректора Института атомной энергии Валерий Легасов (Джаред Харрис) и зампредседателя Совета Министров Борис Щербина (Стеллан Скарсгорд). Позже к ним примыкает энергичная женщина Ульяна Хомюк (Эмили Уотсон)  — физик из Минска, которая самостоятельно догадалась о том, что произошло, и теперь не может находиться в стороне от беды. Тем временем степень масштабов и последствий пресловутой беды осознают далеко не все, а тех, кто осознает, до поры не больно-то слушают. К счастью, разумному меньшинству все-таки удается хоть отчасти настоять на своей правоте

Фото: film.ru

Опять не догнали Америку

В то время как российские умельцы снимают про Чернобыль фэнтези в духе «Мы из будущего» (сериал «Чернобыль. Зона отчуждения», 2014–2017), буржуйские сериальные монстры HBO (США) и Sky Atlantic (Великобритания) объединились, чтобы поставить свою — старательно серьезную и совершенно лютую — многосерийную повесть о жутчайшей трагедии конца прошлого века.

Надо сказать, сколько-нибудь путных игровых фильмов на данную тему (видимо, не без оснований слывущую среди наших киношников неподъемной), считайте, не было — разве что «Распад» Михаила Беликова (1990) да «В субботу» (2011) Александра Миндадзе, однако и обе эти картины в народной памяти как-то не задержались.

Фото: film.ru

Басурмане изучают СССР

Пятисерийный англо-американский «Чернобыль» — произведение выразительное, страшное и даже по-своему честное. А то, что сериал, увы, как минимум наполовину безоговорочно фальшив, наверняка увидят лишь русскоязычные зрители (да и далеко не все).

Нет, создатели, разумеется, выложились по полной, притом что ожидать от них творческого подвига, мягко говоря, не приходилось. Так, единственный сценарист и исполнительный продюсер проекта Крейг Мазин дотоле не написал ни одного серьезного сценария, зато сочинил таковые для двух серий «Очень страшного кино», для двух «Мальчишников» и еще для нескольких неаппетитных фарсов аналогичного пошиба.

В режиссерах тут и вовсе — шведский клипмейкер Йохан Ренк. А поди ж ты — кино у таких деятелей получилось вполне взрослое, суровое, с перманентно нахмуренными бровями и сжатыми челюстями. Вот что делает с людьми основательное погружение в тяжелую тему!

Фото: film.ru

Историю — в массы

Поначалу от «Чернобыля» даже создается ощущение некоего артхауса, сложносочиненного кино не для всех, а для тех только, кто готов к вдумчивому, подчас головоломному просмотру. Но по мере своего развития — уже где-то со второй серии — картина все более и более упрощается; а суть событий, происходящих во второй половине сериала, будет очевидна всякому недорослю и каждому тугодуму.

К сожалению, в ногу с упрощением здесь идет и карикатурность — эта парочка вообще часто неразлучна. Даже при просмотре «Чернобыля» с многоголосым переводом на русский слышно, что в оригинале актеры говорят (на английском, разумеется) как-то не так, как в обычных западных фильмах, — несколько утрированно, что ли.

Фото: film.ru

О, этот загадочный русский душа!

Свет на эту странность пролила актриса Эмили Уотсон, обмолвившаяся в одном из интервью, что режиссер просил актеров чеканить слова — вероятно, именно так, по его мнению, разговаривали все советские люди. Ну ясно — тоталитарное роботоподобное общество, точь-в-точь такое, как в романе Оруэлла «1984». Как еще могут разговаривать оболваненные социалистической пропагандой людишки? Уж конечно, не так непосредственно и фривольно, как сплошь сытые и довольные обитатели капиталистических джунглей.

Сочетание столь несомненной идеологической «клюквы» с тем фактом, что авторы действительно погрузились в тему и попытались рассказать о ней без передергиваний, провоцирует в русском зрителе нехилый когнитивный диссонанс.

Валерий Легасов, Борис Щербина, инженер Анатолий Дятлов, пожарный Василий Игнатенко — все это реальные люди; и Мазин стремился написать их именно так — как живых людей с их известными мотивами, поступками, судьбами. Однако уже то, что среди этих персонажей шастает полностью вымышленная академичка Ульяна Хомюк, оказывающаяся немыслимо пронырливой и вездесущей, изрядно портит впечатление от хваленого историзма сериала.

Фото: film.ru

Так ведь все эти ребята еще и изъясняются в картине максимально неестественными ходульными фразами, которые ожидаешь услышать скорее в тупом голливудском боевике, чем в «интеллектуальном» историческом сериале.

Резюме

Декор, съемка, страсти-мордасти, вообще все, что непосредственно связано с технической подоплекой пресловутой катастрофы, — это выполнено в сериале на совесть. Но картонность и картинность характеров и диалогов неизгладимо портят общее впечатление. Как ни крути, а в фильмах и даже сериалах зрителям по-прежнему важно узнавать живых людей, а не только подмечать знание авторами предмета.

Сериал «Чернобыль» можно скачать на WEACOM.RU.

Евгений Новицкий, WEACOM.RU
Мнение автора субъективно и может не совпадать с мнением редакции

Комментарии

Olgakam  ◊ 3 июня 2019 в 11:59
Авторы сериала нащупали беспроигрышную тему для пропаганды, я считаю: тут и катастрофа, и маленькая несчастная Украина (то голодомор, то вон, АЭС забабахали страшную), и жуткий тоталитарный режим, перемалывающий людей тысячами. Палку, видимо, решили не перегибать и так уж и быть, показали, что и среди советских людей были герои (но мало). Особенно странным кажется, что с последствиями катастрофы практически единолично борются всего трое из целой огромной страны: директор института, чиновник и дама-ученая. Кроме них решения из сложной ситуации вообще никто не ищет :) И директор таки допускает страшную ошибку, которая грозит вымиранием целого континента (опппа!). Конечно, мы же за весь фильм ни разу не видели его ни за расчетами, ни за чертежами. Других ученых вообще в СССР, судя по фильму, не было.
5
Olgakam  ◊ 3 июня 2019 в 12:03
Спасибо, конечно, большое американцам и англичанам, что советских людей не изобразили, как они любят: суровыми кавказцами в папахах. В фильме увидела спорткостюм, какой был у моего брата в 80-х, его же военную форму (он служил тогда) и чемодан такой, какой стоит до сих пор у меня дома. С реквизитом да, постарались. молодцы.
2
Спартак138  ◊ 3 июня 2019 в 17:56
Пора нам снять кино про истребление иньейцев, про уничтожение панамцев в Панаме,да и много еще про что, или уже пусть сами про себя снимут кино по своим диагнозам - шизофрения, жажда наживы, жажда крови, жажда уничтожить всех кто умнее, а потом сказать, что сам все придумал, не дождемся, поэтому пора самим про них снимать и в общемировой прокат посмотрим как эта киношка полетит, 1000% запретят показ в своих кинотеатрах!
3
Спартак138  ◊ 3 июня 2019 в 17:59
И ни один фильм снятый американцами(британцами) про нашу страну про нашу историю не был точным попадание в образы людей, в историческую часть сцен и прочее прочее прочее, не смогут они понять Русскую душу никогда, мало выучить язык,нужно образное мышление!
1
Спартак138  ◊ 3 июня 2019 в 18:09
"Лучший сериал" в рамках британского калолевства?!
0
GoogleTranslatorr  ◊ 3 июня 2019 в 20:05
Больному уже не помочь. Вызывайте катафалк.
0
Moonpard  ◊ 3 июня 2019 в 23:36
Чего? Какая пропаганда? Вам она уже повсюду мерещиться? Чернобыль - это тот же Титаник! Бесконечная вера в "непотопляемость" и идеальность конструкции, приправленная традиционным лизоблюдством и почтением перед авторитетами и страх за свою задницу, почитайте, хоть, Википедию, для начала. И на мой взгляд в сериале это показано, да женщину ввели в угоду псевдо-феминизма, но к остальному претензий нет. Вы думайте сейчас нет подобного? И в аппарат правительства не докладывают каждый день, что россияне безумно богаты и счастливы и сошлись в едином экстазе почитания "императора человечества"? А людям реально приходится бунтовать, чтобы местных князьков поставить на место, как в Екатеринбурге.
Разница лишь в том, что тогда они хоть во что-то верили, а сейчас, случись подобное, сразу начнут паковать чемоданы для отбытия за границу в свои виллы и замки.
5
Den007  ◊ 10 июня 2019 в 13:25
Фильм норм так то ,да и декорации на уровне , единственный косячек это можно увидеть стеклопакеты на советских жилых домах и застекленные платиковым стеклопакетом и алюминиевым профилем балконы , ну это так если уж совсем придраться :D
1
Pari  ◊ 12 июня 2019 в 21:49
Нормальное кино. Имело место быть и в таком ужасе. У каждого гос-ва есть свои ужасы. И у нас был, то тут, то там. От чинуш до людей. Люди разные. Таких разных и сейчас полно и не только у нас, а всегда и везде.
0

Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт