Премьера фильма «Джокер»: горестная жизнь шута. Рецензия на мрачный антигеройский комикс
Сюжет
1980-е, Готэм-сити. Во всех отношениях жалкий субъект Артур Флек (Хоакин Феникс) живет с мерзкой мамочкой, работает дешевым клоуном, но мечтает стать знаменитым стендап-комиком. Его кумир и ролевая модель — комедийная ТВ-звезда Мюррей Франклин (Роберт Де Ниро), и в своих фантазиях Артур вечно представляет себя гостем его шоу. И вот эта мечта сбывается, но совсем не так, как о том грезилось фигляру Флеку…
Предыстория персонажа
Злой гений и первейший антагонист Бэтмена Джокер появился в соответствующих комиксах еще в 1940 году, на киноэкране — в 1966-м, но по-настоящему знаковой фигурой поп-культуры стал после выдающегося фильма Тима Бертона (1989).
Бертоновский «Бэтмен» был сделан не столько режиссером, сколько великим Джеком Николсоном в роли Джокера (кстати, там настоящее имя злодея было Джек Напье, а не Артур Флек). Именно благодаря этому первая картина в новейшей киноистории Бэтмена оказалась лучшей среди всех подобных и осталась таковой по сей день. Ведь ни в каком другом кинокомиксе актеры николсоновского масштаба практически не засветились (хотя Марлон Брандо сыграл небольшую роль в первом «Супермене», а Дастин Хоффман — еще более крохотный эпизод в «Дике Трейси»).
Николсон — в каком-то смысле подмастерье вышеназванных корифеев, в нем больше шутовского, чем драматического, но такая характерность и позволила ему сыграть Джокера с максимальной аутентичностью (Роберта-де Ниро, допустим, в этой роли представить невозможно).
Джокер жжет и в наши дни
В XXI веке кинокомиксы стали снимать в разы чаще, но при этом все они стали многажды хуже. Хваленого «Темного рыцаря» (2008) с грехом пополам вытащил за уши из болота банальщины покойный Хит Леджер во все той же роли Джокера. Но даже он значительно уступил Николсону.
А уж Джокер из «Отряда самоубийц» (2016) в несколько педерастическом исполнении Джареда Лето — это пока что худшее экранное воплощение культового антигероя. Николсон и даже Леджер едва ли смогли бы взглянуть на своего новоявленного последователя без гадливости.
И вот перед нами «Джокер» Тодда Филлипса — режиссера, прямо скажем, сомнительного. Достаточно напомнить, что именно он придумал и снял омерзительную, хотя и дико популярную в народе трилогию «Мальчишник».
Птица Феникс
Артиста, играющего новейшего Джокера, — Хоакина Феникса, сомнительным не назовешь. Однако не назовешь и чересчур выдающимся. Конечно, Феникс сумел найти собственное видение этого персонажа: о леджеровском кликушестве на грани нервного срыва, равно как и об отвязном николсоновском шоуменстве, в «Джокере-2019» не напоминает уже ничего.
Но у Хоакина получился не более чем отталкивающий психопат — не самый очевидный герой для того, чтобы хотелось провести с ним два часа экранного времени. Актер не щадит себя — на такого Джокера смотреть воистину противно. Да только можно ли счесть это достижением?
Филлипкина грамота
Сценарий (написанный режиссером Филлипсом в соавторстве с малоизвестным Скоттом Сильвером) тем более не блещет откровениями. Артур Флек тихо живет, тихо психует — и в конце концов полностью слетает с катушек, дабы впервые заявить о себе на весь свет. Появляется на экране, разумеется, и миллионщик Брюс Уэйн — в описываемое время еще мелкий пацанчик.
Некоторая нестандартность, которая, врать не станем, все же присуща этому фильму, тем не менее крайне скромна, не в пример «Бэтмену-89». И дело не в том, что филистера Филлипса смешно равнять с тогдашним нонконформистом Бертоном (хотя и в этом тоже). Сам новый Джокер — существо, как ни крути, одноклеточное: грешно требовать от истории во славу такого героя чего-то подлинно потрясающего. Тогда как гангстер Джек Напье был личностью, пусть и подоночной.
Нет бога, кроме Скорсезе, и Де Ниро — пророк его
Впрочем, Тодд Филлипс ловко избегает чрезмерных сопоставлений с Бертоном, ибо он выбрал себе в образцы совсем другого режиссера. «Джокер», видите ли, более чем явно, а подчас и навязчиво ориентируется на два бессмертных фильма могучего Мартина Скорсезе — «Таксист» (1976) и «Король комедии» (1983). Главные роли в обоих играл мощнейший Роберт Де Ниро — и, будучи зазванным в «Джокера», он вроде как выступил ходячей индульгенцией и легитимацией киноманских игрищ Филлипса.
Штука в том, что в «Джокере» Роберт играет редкую для себя роль добропорядочного дяди — ну, а Хоакин словно бы изображает кого-то из его давних героев. Но, конечно, Феникс, «дающий Де Ниро», — тот еще faux pas. Если не сказануть: фейк.
Резюме
Филлипс как Филлипс, Феникс как Феникс, фильм как фильм. Ничего особенного. Не считая Де Ниро, который всегда и всюду — «что-нибудь особенное». Правда, в «Джокере» Роберта с гулькин нос, ну да и на этом спасибо.
Евгений Новицкий, WEACOM.RU
Мнение автора субъективно и может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт