«Ирландец»: главный фильм года — только в Сети! Де Ниро, Пачино и Скорсезе — это страшная сила
Сюжет
Уроженец Нью-Джерси Фрэнк Ширан по прозвищу Ирландец (Роберт Де Ниро) возвращается с фронтов Второй мировой и становится водителем-дальнобойщиком. Случайно он знакомится с влиятельным мафиози Расселом Буфалино (Джо Пеши) и со временем начинает выполнять обязанности его подручного киллера. Преступная карьера Фрэнка еще больше идет в гору, когда он сближается со знаменитым профсоюзным лидером Джимми Хоффой (Аль Пачино). Так киллер оказывается главой одного из профсоюзов — но ФБР уже наступает на пятки не только Ширану, Хоффе и Буфалино, но даже и более крупным криминальным рыбам. От расплаты, как водится, не уйдет никто.
Когда говорит гений, бездарности замолкают
Гип-гип-ура: вышел в свет двадцать пятый фильм Мартина Скорсезе, оказавшийся еще одним его абсолютным шедевром. «Ирландец» — не то что лента года, а просто картина десятилетия. В главной роли — марочный скорсезевский артист Де Ниро (в предыдущий раз, впрочем, снимавшийся у своего ключевого режиссера аж четверть века назад).
«Ирландец» должен произвести эффект разорвавшейся бомбы даже на тех, кому этот фильм не понравится. Угождать любой аудитории никогда не было творческой задачей Скорсезе, но лучшие его ленты жахают по голове всех зрителей без разбора — да так, как мало каким произведениям искусства вообще когда-либо удается. И ударная сила «Ирландца» в этом смысле едва ли не вопиюща.
Круче всех крутых лишь двое
Последний подлинный американский шедевр аналогичного размаха выходил летом текущего года — то был «Однажды… в Голливуде» Квентина Тарантино, постановщика, которого еще в начале 90-х называли главным наследником Скорсезе.
И поразительно то, что на протяжении всех этих минувших лет учитель ничуть не отставал от ученика — сегодня Квентин и Мартин движутся абсолютно вровень, даром что первый находится в самом расцвете режиссерских сил, а второму по его возрасту (Скорсезе уже 77!), казалось бы, давно пора превратиться в «позднего Эльдара Рязанова» или «выжившего из ума Никиту Михалкова».
И Марти такой молодой, и юный Денир впереди!
Но нет, ни в одном кадре «Ирландца» не чувствуется ни малейшей усталости, ни минимальной растерянности, ничего старческого или хотя бы морально устаревшего. Напротив, «Ирландец» может и должен послужить образцом для сегодняшних молодых режиссеров всех стран и вероисповеданий: вот как должно выглядеть настоящее ультрасовременное кино! Несмотря на то, что Скорсезе рассказывает здесь ретроисторию, всякому любителю кино будет видно: даже и десять лет назад индустрия еще не обладала той техничностью, которая позволила бы именно так снять данную ленту. «Ирландец», таким образом, — стопроцентное кино сегодняшнего, а то и завтрашнего дня.
Однако россыпь приемов, которыми тороватый Скорсезе самозабвенно разбрасывается на протяжении всех трех с половиной часов, что длится картина, не затмевает собой всегдашнего почерка мастера. Времена меняются, кинематограф с грехом пополам совершенствуется (прежде всего усилиями величин уровня самого Скорсезе), но наш Марти себе не изменяет: он остается верен своим темам, своим маниям и фобиям, своему зрителю, наконец.
Глаз не оторвать, ушами не захлопать
Притом «Ирландец» еще и дьявольски хорош своей интересностью. Невзирая на продолжительность, оторваться от него решительно невозможно. То есть ко всем прочим своим достоинствам это еще и шедевр зрительской вовлеченности.
Немудрено, что так вышло, ведь Скорсезе не работает с кем попало, на всех уровнях окружая себя лишь мощными профи. Сценарий на основе реальных событий написан первоклассным кинодраматургом Стивеном Заилляном. Картина изумительно снята постоянным в последнее время скорсезевским оператором Родриго Прието. На саундтреке звучат шикарные джазовые и эстрадные оркестры Гленна Миллера, Перси Фейта, Переса Прадо…
Об актерах и речи нет. Де Ниро и Пачино впервые после стародавней «Схватки» (1995) играют вместе в приличном фильме (ерунду вроде «Права на убийство» 2008 года в расчет можно не принимать). В «Схватке», однако, Аль и Роберт даже не появлялись вместе ни в одном кадре, тогда как в «Ирландце» таких кадров — миллион. Все долгожданное когда-либо случается — вот и два гениальнейших актера современности наконец сыграли вдвоем в гениальной картине.
Резюме
Лучший ли это фильм Скорсезе? Все-таки нет — «Таксист» (1976) не превзойден, 75-летний Де Ниро не затмил самого себя в 33-летнем возрасте. Однако «Ирландец», бесспорно, лучший скорсезевский фильм в текущем столетии. Один из лучших фильмов, вообще кем-либо в этом веке снятых. Вне всяких сомнений, наипревосходнейший в этом году. Он стоит того, чтобы отодвинуть в сторону все мыслимые сериалы и блокбастерные премьеры — и уделить ему 210 минут. Читатель, верь, ни одна из таковых не будет потрачена напрасно.
Евгений Новицкий, WEACOM.RU
Мнение автора субъективно и может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт