Иркутская область еще не видела такого разгула мошенничеств, как ныне. За минувшие сутки в регионе зафиксировано 7 афер, а с начала года мошенники облегчили банковские «кошельки» более чем у 330 жителей Приангарья, сообщает пресс-служба ГУ МВД по Иркутской области.
А жертвы кто?
Своих сбережений лишается и стар, и млад. И директора крупных предприятий, которым звонят «представители контролирующих органов», и бабульки, у которых «уводят» пенсию, «напев» про мифическую компенсацию за лекарства.
Да что пенсионеры? Даже видавшие виды тертые калачи — таксисты легко становятся жертвами мошенников.
Перед Новым годом в Ангарске таксист перевел аферистам 14 тысяч рублей после звонка человека, который представился руководителем одного из правоохранительных ведомств. Мошенник попросил водителя по пути заехать в магазин, купить конфеты и коньяк для проведения новогоднего банкета, а также перевести деньги на три абонентских номера, пообещав, что вернет их во время поездки. Никто ничего таксисту, конечно, не вернул. Да и клиента в наличии не оказалось.
Замечено: мошенники особенно активизируются перед праздниками. Любыми. К каждому у них разработаны индивидуальные схемы обмана.
В преддверии Международного женского дня 24-летний иркутянин решил заработать на тюльпанах. Сделать это, казалось, просто. Крупные партии нежного символа предлагал один из интернет-сайтов. Для совершения оптового заказа у парня потребовали предоплату. На указанный счет он без колебаний перевел 30 тысяч рублей. Заработать помешал один факт: цветов он так и не получил.
Бойся мошенников с Avito
Вообще, сайты объявлений, среди которых лидирует Avito — настоящий рассадник всякого рода мошенничеств. По статистике иркутских полицейских, именно здесь мошенники чаще всего находят своих жертв. Также аферисты орудуют на Drom.ru, в «Одноклассниках» и «ВКонтакте», также жители региона покупаются на липовые предложения, размещенные на «Юле».
Из популярного — получения предоплаты за товар, который никогда не придет покупателю (от джойстика до автомобиля), а также схема под названием «я нечаянно перевел вам лишние деньги, скиньте мне их обратно». Попадаются и совсем уж экзотические варианты — они направлены на «развод» продавцов: «чтобы я мог вам скинуть деньги, пройдите к банкомату и наберите комбинацию цифр…» или «чтобы получить перевод, вы должны назвать мне код из СМС».
Эта криминальная история началась так же, как сотни других. 76-летняя иркутянка решила продать гараж. Для этого она разместила объявление на популярном интернет-сайте.
Вскоре ей позвонила женщина, которая представилась бухгалтером одной крупной фирмы. Якобы компания заинтересовалась боксом и планирует использовать его как склад. Женщины «ударили по рукам» и договорились о сумме задатка.
Дальше произошло то, что должно было заставить пенсионерку насторожиться. «Бухгалтер» сообщила, что переводила 50 тысяч, но по ошибке (вот беда) отправила 200. Воспитанная в Советском Союзе пенсионерка незамедлительно направилась в банк, к банкомату, чтобы устранить досадное недоразумение и вернуть «замечательной» покупательнице лишние деньги.
Там под диктовку мошенницы она перевела ей 200 тысяч рублей. Телефон «бухгалтера» моментально стал недоступен. Тогда женщина и поняла: это был «развод».
Грустную историю обманутая пенсионерка рассказала в полиции 14 марта. Через сутки она вновь навестила правоохранителей — и не с хорошими новостями. За сутки ее обманули еще на 450 тысяч рублей.
Оказывается, мошенники не успокоились и решили «добить» легковерную жертву.
Пенсионерке позвонил мужчина, который представился директором все той же фирмы, которая желала купить гараж. Он покаялся: произошла чудовищная ошибка, и его сотрудница случайно завладела деньгами пожилой женщины. Но он, как руководитель, готов устранить недоразумение и возместить весь ущерб.
Чтобы деньги вернулись на карту, достаточно пройти к банкомату и выполнить несколько простых действий…Что было дальше, вы уже догадались. Со счета иркутянки «утекла» немалая сумма — все, что пенсионерка копила на квартиру внуку. В общей сложности бабушка лишилась более чем 600 тысяч рублей.
Правоохранители предупреждают: не переводите никаких предоплат, пока не увидите товар воочию. Никогда не сообщайте СМС-коды и прочие конфиденциальные данные. Не выполняйте никаких операций под диктовку третьих лиц. Но многие этими правилами пренебрегают.
Привет с зоны
Не секрет, что множество афер проворачивается из-за колючей проволоки.
Свердловский районный суд рассматривает дело заключенного, который обманывал людей уже отбывая наказание в колонии. 13 человек добровольно расстались более чем с 250 000 рублей.
Злоумышленник звонил на случайные номера и представлялся родственником (зятем, племянником), сообщая, что совершил ДТП или избил человека и ему нужны деньги, чтобы потерпевшие не сообщали в полицию.
Деньги мошенник просил перевести на карты родственников и знакомых осужденных, с которыми он отбывал наказание. Те делали покупки и передавали аферисту на зону передачи.
Намедни в Иркутске осудили другого телефонного мошенника. 28-летний рецидивист обманул 15 человек и отсидит за это 3,5 года.
Аферист сидел в исправительной колонии и вовсю пользовался несколькими мобильными телефонами. Он звонил на случайные номера и играл роль то пострадавшего в ДТП, то давно забытого приятеля, выманивая у доверчивых граждан суммы от 3 до 50 тысяч рублей.
Осторожно, соцсети!
Проще простого угодить в недружелюбные лапы мошенников в соцсетях. Подумать только: они дублируют страницы друзей и родственников иркутян, а потом нагло просят финансовой помощи.
Также распространен взлом. Лучшие помощники мошенников — вирусы.
В марте в полицию обратился 22-летний житель Правобережного округа. Молодой человек сообщил полицейским, что получил сообщение «ВКонтакте» от мужа сестры с просьбой занять 8 тысяч рублей. Деньги он, конечно, перевел — не отказывать же родственнику. Только потом сообразил позвонить зятю и узнал, что его страницу взломали.
Вот еще одна история, которая вполне тянет на анекдот. В феврале студент из Усолья-Сибирского получил сообщение в соцсети. Однокурсник просил выручить его деньгами. Парень, ничего не заподозрив, сбросил на карту «товарища» 6 тысяч рублей. Но друг оказался «вдруг» — вдруг взломанным. Комизм ситуации в том, что оба парня в момент «развода» находились на занятиях. Но спросить у однокурсника, правда ли ему нужны деньги, жертва «развода» не догадался.
Жадность — двигатель обмана
С радостью ведутся на любой «развод» люди, жадные до «халявы». Будь то сообщение в «Вайбере» о небывалом выигрыше или «наводка» от друга из соцсетей (которого на самом деле взломали) на розыгрыш от крупной компании. Они рады всему. И с удовольствием переводят деньги мошенникам, чтобы получить еще больше денег.
В декабре прошлого года жертвой аферистов стала 18-летняя жительница Черемхово. Ей позвонил неизвестный мужчина с телефона, зарегистрированного в Санкт-Петербурге, и представился работником банка. Мошенник сообщил о выигрыше в 24 тысяч рублей. Девушку попросили сказать номер банковской карты и код, пришедший в SMS-сообщении. После этого со счета потерпевшей злоумышленники сняли около 14 тысяч рублей.
49-летняя усольчанка получила в соцсети заманчивое предложение, исходящее от знакомой: поучаствовать в неком опросе, перевести на указанный счет свои кровные и затем «вывести реально хорошую сумму денег на банковский счет». Позарившись на легкие деньги, она выполнила все инструкции, а затем сообщила номер банковской карты, три цифры с оборотной стороны карты, а затем все коды, которые приходили в банковских СМС. В результате ее карта опустела — с нее сняли 6 тысяч рублей.
Еще есть граждане, которые сами идут в руки мошенников и готовы, как на исповеди, выдать им все явки-пароли. Это страждущие кредита. Они находят в интернете сомнительные, но очень выгодные предложения с фантастическими процентными ставками и прочими «вкусняшками». Чтобы получить свой «бесплатный сыр», они идут в мышеловку, мужественно преодолевая препятствия в виде невесть откуда взявшихся страховых взносов, оплаты курьерских услуг, комиссии за обналичивание денег стороннего банка и прочего.
Так, в январе 37-летняя жительница Усть-Илимска рассталась с 40 тысячами рублей. А всего-то хотела — взять кредит на 200 тысяч. А теперь ни кредита, ни мошенников — скрылись в неизвестном направлении, оставив сообщение «абонент отключен или находится вне зоны действия сети».
Отдельная тема — различного рода «компенсации». На эту удочку чаще всего попадаются пенсионеры, которым предлагают получить деньги за купленный когда-то некачественный товар, лекарства, медицинские приборы и прочее.
Звонки с номера 900
Наряду со старыми, проверенными на множестве жертв схемами, мошенники практикуют и ноу-хау. В последнее время получили распространение звонки с официальных номеров банков. Аферисты просто делают «подмену» своего номера на другой с помощью технических средств.
В марте в дежурные части полиции Приангарья обратились около 10 клиентов разных банков. Их деньгами завладели аферисты, звонившие с официальных номеров финансовых организаций.
Делается это с помощью современных технических средств, которые позволяют «подменять» один номер другим. Так мошенники «разводят» легковерных граждан, заставляя их сообщать конфиденциальную информацию.
67-летняя жительница Усть-Илимска лишилась более чем 25 тысяч рублей, поверив человеку, который представился сотрудником банка. Аферист рассказал, что неизвестные пытаются снять деньги с карты пенсионерки. Чтобы жертва ему поверила, он перезвонил ей с номера, указанного на обороте карты.
Доверие пенсионерки вызвал тот факт, что мужчина назвал несколько цифр ее карты. Затем он попросил назвать оставшиеся — вместе с трехзначным кодом на обороте.
Полиция предупреждает: злоумышленники всячески пытаются расположить к себе собеседника. Их цель — узнать полный номер карты, срок ее действия, трехзначный числовой код с оборотной стороны, а также одноразовый пароль, который приходит владельцу в СМС-сообщении банка.
Часто мошенникам известны персональные данные жертвы, которая во время разговора может слышать звуки работы колл-центра и разговоры банковских служащих. Однако настоящие работники финансовых организаций никогда не спросят код с оборота карты и не попросят назвать СМС-коды.
Вырабатываем иммунитет
Хорошая новость: жители региона приобретают иммунитет к уловкам мошенников. Сотрудники полиции отмечают увеличение числа случаев, когда бдительные граждане заподозрили в собеседнике потенциального афериста и преступление не случилось.
Накануне в полицию пришла 18-летняя студентка. Она рассказала: ее пытались обмануть. Схема достаточно известная: звонят якобы сотрудники службы безопасности (звонок с официального телефона банка) и предупреждают о том, что с карты вот-вот снимут деньги аферисты. Испуганный абонент, понятное дело, не хочет лишиться своих кровных и выдает аферистам то, чего они знать не должны: номер карты, три цифры на ее обороте, остаток по счету и прочее, конфиденциальное.
Но девушка была подкована. Она уже слышала о таком «разводе». Прервав разговор, студентка позвонила в банк, где информацию мошенников не подтвердили. Таким образом, она сохранила 28 тысяч рублей, которые лежали у нее на счету.
Только в Октябрьском районе Иркутска еженедельно фиксируется не менее двух случаев отпора граждан мошенникам. Несмотря на это, ситуация остается крайне тревожной.
WEACOM.RU
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт