Проблема парковок в Иркутске. Какие решения существуют

Проблема парковок в Иркутске. Какие  решения существуют

О проблеме парковок в Иркутске говорится уже очень давно. Каждый год принимаются меры, ищутся решения, но ситуация остается все такой же напряженной. Ближе к осени, когда в город вернутся студенты, отдыхающие, транспортная проблема усугубится, и город ждет новая волна недовольства.

Опросив несколько иркутян-автомобилистов, мы выяснили, что они думают о существующей проблеме и как, по их мнению, можно было бы ее решить.

Антонина, 30 лет (стаж вождения – 10 лет)
Постоянно сталкиваюсь с этой проблемой. Наиболее обострена она, на мой взгляд, в районе Центрального рынка – припаркованные повсюду машины мешают движению. Не понимаю, почему некоторые не хотят оставить автомобиль на охраняемой стоянке и немного прогуляться до нужного места. Я, например, всегда паркуюсь на платной автостоянке и спокойно хожу по магазинам.
Решить проблему можно, построив большее число парковок, в том числе многоуровневых.
И еще если бы застройщики поменьше думали о собственной выгоде, и побольше заботились о горожанах (уделяя должное внимание паркингу), вопрос не стоял бы настолько остро.


Николай, 27 лет (стаж вождения – 4 года)
На мой взгляд, удобных парковок в городе практически нет, вот автомобилисты и паркуются где попало. Основная проблема, конечно, на центральных улицах – Карла-Маркса, Киевской, а также Байкальской.
Наверное, многоуровневые парковки облегчили бы ситуацию, но много их все равно не построишь. Меры в виде штрафов тоже навряд ли помогут. Ведь даже эвакуаторы не очень-то пугают автомобилистов. Бывает, если водитель видит, что его неправильно припаркованную машину собираются забрать на штрафплощадку, он быстренько садится и уезжает, или включает "аварийку" - якобы машина сломалась. Поэтому, пока сознание наших граждан на таком невысоком уровне, вряд ли что-то изменится, и власти тут не помогут.


Большинство автолюбителей сходятся во мнении, что основные проблемы – в центре города, где из-за отсутствия необходимого числа парковок порой приходится стоять в многочасовых пробках.

Специалисты объясняют проблему нехватки автостоянок высоким уровнем автомобилизации.
Например, в Управлении архитектуры и градостроительства уточняют, что на 2005-2007 годы уровень автомобилизации составил около 190 автомобилей на 1000 жителей, и, по прогнозам экспертов, к 2020 году это число увеличится примерно вдвое – до 300 машин, а к 2025 году до 410.

Такой быстрый рост числа автомобилей понятен – материальное положение граждан улучшается, и теперь во многих семьях почти у каждого есть личный автомобиль. Также эксперты отмечают, что иркутяне отдают предпочтение личному транспорту из-за неразвитости работы общественного транспорта.



С 2011 года ужесточились требования к оборудованию парковок

Чтобы увеличить число парковок, в городе изменили градостроительные нормы. По словам Сергея Александрова, начальника отдела территориального планирования города Иркутска, ранее в документах о нормативах, касающихся парковок, содержалась "довольно скудная информация".
С 15 июля 2011 года (в то время, когда были утверждены местные нормативы) требования к оборудованию необходимого количества паркомест ужесточились.

Согласно нормам, на сегодняшний день в Иркутске при возведении торговых центров, универмагов полагается 5-7 машиномест на 100 м2 торговой площади.

В ресторанах на 100 пасадочных мест необходимо 12-16 автостоянок, в гостиницах на 50 номеров – 12-16 машиномест.

Если говорить об офисных зданиях, то расчет зависит от площади и рода деятельности объекта – на 1000 м2 общей площади для административно-управленческих учреждений должно быть оборудовано 6-10 машиномест, для коммерческо-делового центра – 16-20 машиномест.

Намного строже градостроительные нормативы для жилых зданий – для хранения индивидуального транспорта выделяется 410 автостоянок на 1000 жителей. При этом 80% автомобилей могут располагаться в пределах квартала, на открытых охраняемых стоянках, а остальные 20% разрешается хранить за границей квартала в радиусе 800 м, но не дальше, чем в 1, 5 км от места жительства гражданина.

Соблюдение данных нормативов находится под административным контролем. Сергей Анатольевич уточняет, что примерно каждый третий проект получает ряд замечаний, касающихся оборудования парковок, и впоследствии застройщик работает над устранением нарушений. В последнее время наблюдается положительная динамика, предприниматели стали привыкать к более жестким нормам.

Тем не менее, замечаний и нарушений остается много. Наиболее обострена ситуация в центре города. По подсчетам комитета по градостроительной политике в центре паркуются около 3-3,5 тысяч автомобилей, примерно 2000 – в районе Центрального рынка. Поэтому потребность в автостоянках там очень высока.

По утвержденным нормативам в центре города должно располагаться 790 машиномест, однако, по факту – всего 237. Разница очень существенна. Самые большие проблемы с нехваткой паркомест у ТЦ "Рублев" – недостает 157 мест и ТЦ "4 сезона" – 123 места.

Специалисты отмечают что в центре почти вся земля находится в частной собственности, и это значительно осложняет поиск площадок под обустройство парковок.

Застройщики очень часто усугубляют ситуацию – нарушают градостроительные нормы, оборудуя меньшее количество парковок, либо занимаются паразитированием (на отведенной под парковки земле возводят совсем другой объект). Один из предлагаемых методов борьбы с нарушителями – увеличить налог на собственников. Будет ли это действенной мерой, пока предположить сложно.



На центральных улицах города должны заработать паркоматы

Одно из очевидных решений проблемы – увеличить в городе число парковок. Уже определены улицы – Карла Маркса, Киевская, Свердлова, Софьи Перовской и Сухэ-Батора, – на которых будут располагаться паркоматы (современные платные парковки).
Общая предварительная вместимость – 165 машиномест.

Решение было принято еще в феврале 2014 года, но паркоматы не работают до сих пор – ведется поиск операторов, которые будут контролировать работу автостоянок. В градостроительном комитете полагают, что, возможно, уже осенью этого года платные автостоянки начнут работу.

Однако надо понимать, что создание дополнительных парковочных мест устранит проблему лишь на время, ведь количество машин в городе постоянно растет (а значит, увеличивается и потребность в стоянках). Поэтому вопрос нужно решать с разных сторон, учитывая все детали.

Система кольцевых дорог способна снизить транспортную нагрузку на центр

С проблемой дефицита парковок напрямую связана проблема транспортной перегрузки. Сергей Александров отмечает, что большинство автомобилистов едут через центр, хотя им, вроде как, туда и не надо. Ведь, например, чтобы добраться из Свердловского района до Правобережного, приходится ехать через центр. Таким образом, район, получает дополнительную нагрузку.

Избежать этого можно было бы с помощью системы кольцевых дорог (то есть альтернативных путей для автомобилистов). Если у водителя будет выбор, вряд ли он захочет ехать через перегруженный центр.

В Генеральном плане Иркутска предусмотрено создание такой системы, однако реализация проекта затягивается, вносятся доработки, строительство также откладывается из-за ограниченности бюджета городской казны.



Горожане сами обостряют проблему, паркуясь "случайным образом"

Ситуация не была бы настолько напряженной, если бы автомобилисты более ответственно относились к вопросу парковки – ведь многие оставляют автомобиль прямо на проезжей части, даже не пытаясь найти удобное паркоместо.

Именно поэтому на дорогах Иркутска активно работают эвакуаторы. Неправильно припаркованные автомобили увозят на штрафплощадки, и водитель забирает машину только после оплаты штрафа (в районе 1500 рублей). На данный момент в городе действуют четыре штрафплощадки, работают от 10 до 14 эвакуаторов.

Как сообщил исполнительный директор ООО "Транспарк" Алексей Руденко, "за полтора года через штрафплощадки прошло около 20000 машин". Важно, что за последние полгода количество нарушителей в городе заметно снизилось.

Но все-таки многие, не боясь, что автомобиль попадет на штрафплощадку, до сих пор паркуются "случайным образом", в неположенных местах. Или, вместо того, чтобы пройти лишних сто метров по исторической части города, считают необходимым подъехать прямо к дверям торгового комплекса, где и без того скопилось множество машин.

Вопрос с парковками решается небыстро. Одна проблема цепляется за другую, и порой создается замкнутый круг. Вроде как принимаются необходимые меры, но на деле они работают намного медленнее, чем хотелось бы. Однако надо понимать, что решение этой болезненной проблемы зависит не только от действий властей, но и от ответственности застройщиков, предпринимателей, и от добросовестности самих граждан, особенно автомобилистов.

Дарья Шмидт, WEACOM.RU

Комментарии

« 1 2
africa  ◊ 26 октября 2014 г. в 20:50
Joyn, это же не правда. Их не мало, они не заполняются даже.


avotar, все стоянки в центре города и там, где их дефицит, должны быть платными, для того, чтобы все желающие могли запаркироваться, увеличить оборачиваемость и снизить вредное для города автомобилепользование.

Петрович, где же логика? Они не сократятся, а наоборот увеличатся, потому что вырастет перепробег. Правильно сказано выше: необходимо уменьшать автомобилепользование.

LoTteR, нет, это гараж. Стоянки там есть в пешеходной доступности, но они почти пустуют.
0

Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт