Профессия — таксист. История не одного водителя

Профессия таксиста всегда была очень популярна из-за своей доступности — ведь стать им может практически каждый, достаточно иметь водительские права, машину и знать местность. Хотя сейчас последние два пункта стали уже необязательными. Если у вас нет личного автомобиля, можно пойти работать в компанию, имеющую собственный автопарк, а если вы не знаете местность, то и это не проблема: достаточно приобрести или установить на телефон навигатор, который поможет сориентироваться на дороге. Однако не все так легко и просто. Как и в любой профессии, здесь есть свои сложности и «подводные камни». Об особенностях работы и организации службы такси корреспонденту WEACOM.RU рассказали несколько иркутских водителей и владелец «Желтого такси».

История открытия одной службы такси

Илья Филиппенко

Илья Филиппенко, 32 года, владелец «Желтого такси»

Свое такси я открыл в 2010 году. Тогда у меня была только одна машина Toyota Corolla, которую я покрасил в желтый цвет и обклеил шашечками. Моя подруга стала первым диспетчером, а я — первым и единственным водителем. Через некоторое время мы купили еще несколько машин и вместе с друзьями-водителями стали на них таксовать.

На выезды мы всегда надевали белые перчатки и фуражку. Это стало нашей «фишкой». Пассажиры часто с нами фотографировались. Недавно я нашел тетрадку с записями заявок — 10 заказов в сутки считалось успехом.

Со временем мы купили машины в лизинг, стали нанимать водителей, диспетчеров. На смену романтике пришли инвесторы, юристы и «подводные камни» договоров лизинга и кредитования.

Тяжелые времена наступили в период кризиса в 2013-2015 годы, когда подскочил доллар и поднялись цены на импортные запчасти. Чтобы сэкономить, мы сами мыли и ремонтировали машины, были периоды, когда прибыли не было вообще и ни я, ни сотрудники не получали зарплату, людей приходилось сокращать. Именно в тот период я решился на необычный для того времени шаг не только для нашего города, но и вообще в России. В каждую машину «Желтого такси» я установил терминалы для безналичного расчета. Это решение себя оправдало.

Несмотря на все сложности, за эти два года я смог удвоить количество заявок, расширить автопарк. Сейчас у нас почти 300 автомобилей, которые в месяц перевозят около 100 тысяч иркутян и гостей нашего города.

Одна из первых машин «Желтого такси»

Существует несколько вариантов работы в такси. Один из них — оформить ИП или ООО, получить лицензию и другие необходимые документы для легальной деятельности и, работая на личном автомобиле, получать заказы через диспетчерскую службу (службу заказов такси).

Еще один вариант — устроиться в службу такси, имеющую собственный автопарк, и работать на их машинах. Или же оформить партнерские отношения с фирмой — сдавать или брать автомобиль в аренду.

Можно таксовать самостоятельно. Раньше такие водители составляли большую часть пассажирских перевозчиков. Сейчас же их осталось совсем немного, чаще всего они встречаются в аэропорту или на вокзале и предлагают якобы недорого подвезти. По факту тарифы у таких водителей гораздо выше, и не все из них имеют лицензию.

И хотя согласно закону каждый таксист обязан иметь лицензию, специальную страховку на автомобиль, путевые листы, и выполнять ряд других обязательств, нередко водители пренебрегают этими требованиями и перевозят людей незаконно. Чтобы выявить таких нелегалов, сотрудники ГИБДД проводят рейды.

Водители и психологи

Фото: http://gosindex.ru

Игорь Величенко, 39 лет, водитель службы заказа такси «Везет»

Работа в такси с недавнего времени стала для меня основной. Произошло это после того, как в 2014 году я получил лицензию. До этого я несколько раз подрабатывал водителем в разные периоды моей жизни. Подталкивали меня к этому финансовые затруднения, отсутствие жестких требований при трудоустройстве. Если раньше многим компаниям кроме удостоверения и машины был необходим водительский стаж от трех лет, то сейчас и это уже не нужно.

Но для своего спокойствия я все же оформил все документы, которые должны быть у легального таксиста. Ведь это и так достаточно «нервная» профессия, зачем еще нарушением закона все усложнять. Сколько нервов уходит только на наши дороги, да и с другими водителями иногда бывают конфликты. Все это очень сильно психологически выматывает.

Еще никогда заранее не знаешь, какой пассажир попадется, а ведь нередко в машину садятся и пьяные, и под наркотиками, и просто нервные. Поэтому, приходя домой, я стараюсь забывать обо всем и обо всех и отключаться от событий прошедшего дня. Иначе при интенсивной работе очень быстро можно превратиться в психопата.

Действительно, когда 10 часов подряд слушаешь рассказы из жизни совершенно незнакомых людей — это отвлекает и утомляет. А ведь на дороге надо быть всегда максимально собранным и сконцентрированным.

Сколько раз за день водителю приходится слушать исповеди и истории про несчастную жизнь: про гулящих и пьющих мужей, непослушных детей, и при этом сохранять все внимание на дороге, ни на секунду не расслабляться. Получается, что вместо одной работы, таксист иногда выполняет две — водителя и психолога.

В таких условиях неудивительно, что многие таксисты со временем становятся раздражительными, необщительными и невнимательными. Необходимо также понимать, что эта работа не просто психологически выматывающая, она — опасная.

Наша служба и опасна и трудна

Фото: http://rybinsk-once.ru

Дмитрий Гущин, 28 лет, водитель службы заказа такси «Максим»

Водителем такси подрабатываю чуть больше трех лет. Это не основная моя деятельность, а просто возможность дополнительного заработка. Чаще я работаю утром или вечером: заявок в это время обычно больше и с основной работой совмещать удобнее. Да и прибыли, может, чуть больше получается, так как в час пик и ночью стоимость поездки повышается.

Но все равно предугадать количество вызовов сложно, потому что распределением водителей по заявкам занимается программа. Она учитывает расстояние до адреса подачи автомобиля, рейтинг и приоритет водителя (приоритетным считается тот водитель, у которого все в порядке с документами, у кого машина обклеена символикой такси).

Еще один плюс в том, что деньги получаю сразу. Клиент расплачивается непосредственно со мной. Из общей суммы я отдаю комиссию фирме, на которую работаю, а все остальное оставляю себе. В общем, когда срочно нужны деньги, это хороший вариант, даже несмотря на все сложности, с которыми сталкиваешься.

А проблем в этой профессии хватает. И одна из них — это непорядочные пассажиры. Бывали случаи, когда люди по одному адресу вызывали несколько машин, и в результате даже не выходили, или, наоборот, когда, не предупредив оператора, в одну машину пытались загрузиться сразу человек семь. А уж про пьяных, которые часто ведут себя агрессивно, могут испортить салон и нагрубить водителю, даже вспоминать неохота.

Каждый день, каждый рейс таксист подвергает себя опасности, как на дороге, так и в салоне. Летом этого года в Братске трое молодых людей во время поездки избили водителя, однако он смог вырваться и убежать. Нападавшие скрылись на его машине.

В Тулуне в этом году пассажир убил водителя такси «просто потому что между ними произошел конфликт». Примечательно, что злоумышленник ничего не похитил.

По сравнению с этими преступлениями испорченный салон автомобиля пролившейся бутылкой пива или шум от нетрезвой компании кажутся мелочью. Может быть, все риски окупаются зарплатой?

«Мы берем в долг у своей машины»

Фото: http://wi-fi.ru

Павел Киселев, 40 лет, водитель службы заказа такси «Евротакси»

В такси я начал работать 10 лет назад. Тогда, после ухода с основного места работы, я пришел, чтобы «перекантоваться зиму», но потом так и остался таксовать. Сначала я работал в такси «Сибирь», потом, довольно долго, в фирме «Все тройки», но когда в Иркутск пришли службы заказа такси, да еще и кризис начался, многие компании не выдержали конкуренции и закрылись. В том числе и «333333».

Был у меня даже как-то опыт сдачи своего автомобиля в аренду другому водителю за 600 рублей в сутки, но и сам я продолжал работать на второй машине. Сейчас я оформил ИП, получил лицензию и работаю в нескольких СЗТ. Но если раньше, чтобы заработать необходимую сумму, мне хватало восьмичасового рабочего дня, то теперь мне и 15 часов не всегда достаточно.

Вообще ситуация в этом сегменте рынка сильно изменилась с появлением служб заказов такси, так называемых диспетчерских служб. Стоимость поездок на такси с каждым годом падает, а цены на бензин, ремонт машин и запчасти растут. Вот и получается, что мы работаем, чтобы прокормить себя сегодня, а уж о будущем стараемся не задумываться. Все надеемся на внесение поправок в закон и на урегулирование деятельности служб заказа такси, которых с каждым годом все больше и больше.

Выходит, что не такая уж и выгодная это профессия.

Игорь Величенко рассказывает: «При хорошем раскладе за 10-15 часов можно заработать около 3000 рублей. Из них мы отдаем комиссию в 10% службе заказов, около 1000 рублей за бензин, и остается у нас 1700 рублей. Так что за месяц, учитывая выходные, можно заработать около 30000 рублей, которые уйдут на еду и вещи первой необходимости. Но не стоит забывать, что через какое-то время машина износится, и понадобятся деньги на ремонт. Весь подвох в том, что хоть сейчас мы и получаем прибыль, в дальнейшем нас ждут огромные затраты на восстановление автомобиля из собственного кармана. Получается, что мы и берем в долг у своей машины».

А износ автомобиля у таксистов происходит гораздо быстрее, чем у обычного водителя, который в день на своей машине ездит от силы пару часов. Такие проблемы возникают в основном у тех, кто работает через диспетчерскую службу (на собственных автомобилях).

Также в последнее время, хотя цены на бензин и повышаются, из-за возрастающей конкуренции стоимость поездки падает, а страдают при этом таксисты. Свои права водители пытаются отстоять в письмах правительству, организуют митинги и забастовки.

Конечно, несмотря на все проблемы и сложности, в этой работе есть и свои плюсы.

Во-первых, это, конечно же, финансовая поддержка в трудный момент. Когда срочно нужны деньги, уже не до заглядывания в будущее. Во-вторых, эту работу можно совмещать с основной, выбирая удобный график для поездок.

И, в-третьих, как отмечают сами водители, приятно помогать людям. Например, в марте этого года братский таксист помог полицейским задержать угонщиков, а в Иркутске водители такси принимали участие в поисках пропавшей девочки. Кроме того, не все пассажиры садятся в машину пьяными и вступают в конфликт. Есть и вежливые, понимающие клиенты, которые в нужный момент подскажут, как можно сократить дорогу и в знак благодарности не станут забирать 15 рублей сдачи.

Алена Слободчикова, WEACOM.RU

Комментарии

Joyn  ◊ 30 ноября 2016 г. в 9:44
ждем Яндекс такси
1
IVANOVICH  ◊ 30 ноября 2016 г. в 21:11
в яндексе яп побомбил на их табуретке
0

Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт