— Хочется, чтобы наш проект не был похож на дежурную документалистику, которую многие видели на моей избирательной кампании мэра Москвы или на избирательной кампании Ксении Собчак. Формат еще ищем, как только смонтируем, выложим в интернет. Пока планируется, что он будет выходить с периодичностью раз в две недели.
ВИЧ — болезнь меньшинства
В первый день съемочная группа вместе с Иркутским центром СПИД пыталась попасть в гей-клуб, куда их не пустили из-за того, что владелица не поладила с пресс-секретарем областного учреждения Василием Бучинским.
Конфликт у них случился в ноябре прошлого года, когда Василий проводил там профилактическую акцию, во время которой начался полицейский рейд. Правоохранителям тогда поступил анонимный звонок с сообщением о том, что в клубе продают наркотики. Хозяйка заведения считает, что это дело рук пресс-секретаря. Кроме того, ее возмущает, что все происходящее он снял на камеру, хоть лиц там и не было видно, но среди посетителей был человек, которого узнали по обуви.
— Я понимаю, что людям, которые открывают подобного рода заведения, непросто особенно в городах, которые находятся за Уралом. Владелица этого клуба берет на себя ответственность, когда о ее посетителях распространяется какая-то информация. У нее есть право не пускать Центр СПИД в заведение.
— Возле клуба мальчик выкрикивал: «Зачем вам нужна статистика среди геев?». Действительно, для чего это нужно?
— ВИЧ распространяется внутри особо уязвимых групп — это наркопотребители, гомосексуалисты и работники коммерческого секса, хоть нам и рассказывают, что в России, в частности в Иркутской области, основной путь передачи — гетеросексуальный. Чаще всего инфицирующие женщины заражаются от наркоманов или они сами принимали наркотики.
Очень сильно растет статистика среди геев от 16 до 45 лет, поэтому важно понимать степень риска, в котором они живут. В гей-клубах нужно тестировать всех несколько раз в году.
По словам журналиста, вероятность заразиться через анальный контакт в 38 раз выше, чем через вагинальный, потому что травматичность и восприимчивость слизистой прямой кишки к любым инфекциям гораздо выше.
— Вагина специально приспособлена для того, чтобы туда что-то засовывать, а ж***а — нет. По этой причине гомосексуалисты и находятся в уязвимой группе, а не из-за распущенного образа жизни. Даже у колящихся наркоманов вероятность заразиться в 35 раз больше, чем при классическом половом контакте.
ВИЧ — это болезнь меньшинства, поэтому все население планеты им и не болеют. Нет конкретной цифры, сколько в Иркутской области геев, потому что это тема табуированная, тема гомосексуализма в России еще более стигматизированная, чем ВИЧ.
Общество не принимает гомосексуалистов. Даже в мобильном приложении для гей-знакомств Hornet большинство зарегистрированных из Иркутской области закрывают лицо. Естественно, что сдавая анализы, они не расскажут о своей ориентации. Задача центров СПИД — дестигматизировать меньшинства, показать, что люди из этих уязвимых группах имеют право на жизнь и медпомощь. Директор фонда также считает, что в России нужно добиваться свободной возможности самотестирования, чтобы каждый человек мог прийти и купить тест на ВИЧ по доступной цене.
Неприлично говорить о ВИЧ
— Есть мнение, что в Иркутской области искажена статистика смертности. Если человек с ВИЧ умер от другой болезни, допустим, от туберкулеза, то в заключении напишут, что он умер от вируса иммунодефицита.
— У инфицированного человека болезни развиваются на фоне ВИЧ, в конкретном примере, туберкулез является следствием вируса. Хорошо, что у вас не скрывают цифры смертности от этого заболевания. Во многих других регионах стараются замалчивать о болезнях, ассоциируемых с ВИЧ. Это табуированная тема.
Не думаю, что ваш губернатор хоть раз бывал на мероприятиях, которые устраивает иркутский центр СПИД, а ведь он один из лучших стране и является главным сибирским центром СПИД. Даже в регионах с более высоким эпидемиологическим порогом на эту тему неприлично говорить. На борьбу с болезнью выделяют деньги, люди работают, но молчат.
В США к ВИЧ совсем другое отношение. Дональд Трамп в «Твиттере» написал, что договорился с компанией «Гелиант» о том, что она выдаст на 11 лет 200 тысяч комплектов, при помощи этих препаратов можно защитить себя от инфицирования.
Вирус и тем, кому за 30…
— В 2018 году вирус иммунодефицита чаще всего передавался через половой контакт, им были обусловлены 81,5% всех выявленных заболеваний ВИЧ-инфекцией. Почему люди действуют неосторожно?
— Часто в паре ты доверяешь принять решение своему партнеру. И потом презерватив — неудобный механизм: его нужно в какой-то момент нацепить, он не всегда удобен, мешает. Это усложнение в процессе, который требует упрощения. Люди задумываются тогда, когда вокруг все умирают от болезни, как в Америке в 80-90-х годах.
— В прошлом году в полутора тысячах случаев вирус выявлялся в возрастной группе 30-39 лет. Кажется, в таком возрасте люди должны быть ответственнее, почему так получается?
— Когда тебе за 30, ты думаешь, если это не произошло со мной в сложные годы, то уже не произойдет. Я узнал о диагнозе, когда мне было 35 лет.
От отрицания к принятию
— Как бороться со СПИД-диссидентами?
— Считаю, что с ними не нужно бороться. Есть люди, которые переходят в стадию отрицания и не могут перейти в стадию принятия. Это их травма, с этими людьми нужно сосуществовать. Отрицание — это нормально, мне кажется, что у меня была ненормальная реакция. Когда я узнал о своем диагнозе, то сразу это принял, меня больше волновало, не заразился ли мой бойфренд.
О ВИЧ-статусе Антону сообщили в Израиле. Он приехал в Москву и сдал анализы вместе со своим парнем, потом уехал в Иркутск, по дороге из Иркутска в Благовещенск, бойфренд Антона написал ему: «У меня ВИЧ, а у тебя ничего нет», московские врачи случайно перепутали их анализы.
— Человеку свойственно не верить, и не надо с этим бороться, людям надо помогать. Для этого есть психологи, групповые терапии. Кстати у нас в фонде это есть.
Журналист планирует открыть филиалы фонда «СПИД-центр». Пилотный проект запустили в Нижнем Новгороде. В планах Кемеровская и Иркутская области, точно будет в Бурятии, так как регион сам проявил инициативу.
— В территориях должны быть люди, которые бы этим занимались. Если есть желающие, то пусть напишут мне в Facebook или Telegram.
То, что шокирует иркутян
В 2015 году на улицах Иркутска разместили плакаты с ВИЧ-инфицированной кровью, чтобы напомнить горожанам о необходимости защиты от ВИЧ-инфекции и искоренению стигмы в отношении людей, живущих с этой болезнью. Антон не считает эту профилактическую акцию шокирующей и привлекающей внимание.
— Людей нашей страны может шокировать плакат с обнимающимися мужчинами, потому что считается чем-то ужасным. Я не вижу ничего хорошего в том, чтобы так использовать биоматериал первой группы опасности. Мне кажется, что хорошая акция получилась, когда мы показывали инфицированных людей с открытыми лицами.
— Вы сказали, что Иркутский центр СПИД один из лучших в стране. Возьмете что-нибудь на заметку?
— Ваш центр СПИД — это госучреждение, а мы НКО. Московский областной центр СПИД по сравнению с иркутским — сарай. Хоть в нашем регионе и больше людей, стоящих на учете, получающих терапию, но так вышестоящие органы относятся к проблеме эпидемии. Они считают, что ВИЧ — это пиар, заговоры фармакологических компаний.
Телеканал Russia Today 24 июня показал первую часть сериала «Эпидемия». Она посвящена ситуации с ВИЧ/СПИДом в Иркутской области. Главной темой первой серии стало ВИЧ-диссидентство.
Ольга Харнутова, WEACOM.RU
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт