В 60-х годах XIX века Александр II провёл ряд либеральных реформ, одной из которых была судебная. Важным нововведением стали открытость судов присяжных и право любого подсудимого на защиту. Таким образом к концу 70-х — началу 80-х в Санкт-Петербурге и Москве среди юристов начала выделяться отдельная группа адвокатов, многие из которых были настоящими звёздами, и громкие процессы с их участием стали привлекать сотни зрителей, конкурируя с театральными представлениями.
Фёдор Плевако был одним из самых ярких героев того времени. Помимо выдающегося ораторского таланта и природной смекалки он обладал ещё одной важной чертой, отличающей его от остальных адвокатов, — он был из народа. Будучи сам незаконнорождённым, Плевако отлично понимал простых людей и по-настоящему хотел им помогать, что и сделало из него народного любимца.
Анна Матисон, режиссёр и автор сценария проекта: «Вторая половина 19 века — расцвет русской адвокатуры. Судебная реформа 1864 года во всей красе, настоящий независимый суд. Поэтому и адвокаты были личностями. Кого не возьмёшь, — Плевако, Кони, Карабчевский, Зарудный, — все неофиты, влюблённые в своё дело, имперически определяющие, как правильно, собственно, формируя эти правила. Плевако в этом ряду стоит особняком. Он был ещё и одарённым оратором, даже артистом в хорошем смысле этого слова. Добавьте к этому блестящее чувство юмора, и становится понятно, почему на его выступления билеты покупали, как в театр, а цитаты растаскивали на анекдоты».
В 1880 году 38-летний Фёдор Плевако (Сергей Безруков) находится на пике своей формы. У него семья — жена и сын, собственная успешная контора с помощником — продвинутым молодым англоманом Шубнинским, к которому впоследствии присоединится сестра Плевако Юлия — оплот феминизма и передовых идей. А кроме того, множество друзей и добрых знакомых, начиная с высшего света и мецената Саввы Мамонтова и заканчивая бандитами с Хитровки, где Плевако периодически принимает участие в кулачных боях.
Отправной точкой истории станет момент, когда идиллия, выстроенная Плевако, начинает рушиться. Ему предлагают взять дело некой Прасковьи Качки, застрелившей своего бывшего любовника — студента благородных кровей Байрашевского. Именно в рамках этого дела сойдутся интересы целого ряда влиятельных людей, среди которых могущественный советник Александра II Константин Петрович Победоносцев, и мир Плевако окажется под угрозой. Всё усложняется еще больше, когда Плевако внезапно и взаимно влюбляется в супругу льняного магната Марию Демидову.
Сергей Безруков, исполнитель главной роли и сопродюсер проекта: «Плевако называли гением юриспруденции. Его ораторское искусство, сила убеждения и актерское мастерство были совершенно уникальны. На его слушания покупали билеты и ходили, как в театр. Именитые актёры приходили, чтобы посмотреть, как ведёт дело Фёдор Никифорович Плевако. Чехов писал, что „…сколько бы Плевако ни говорил, его всегда без скуки слушать можно“. Кстати, я, как адвокат своей роли, хочу сказать, что в картине я не Фёдор Никифорович, а Николай Фёдорович. Мы сняли многосерийный художественный фильм по оригинальному сценарию, а не киномонографию. Это дало нам просторы для фантазии. Даже внешне мой образ во многом отличается от образа самого Плевако. Кто-то скажет: „Да, он совсем не похож“. А мы и не стремились. У нас есть образ адвоката, есть автобиографические детали и главное — есть его дела, которые все перенесены в Москву для удобства восприятия. Всё сделано с большим уважением, с преклонением и любовью к этому человеку».
В каждой серии зрители станут свидетелями не только одного серьёзного дела, основанного на реальном случае из практики Плевако, но и небольших анекдотов — дел, в которых «московский златоуст» буквально одной-двумя фразами сумел повернуть симпатии присяжных в нужную для себя сторону.
Анна Матисон, режиссёр и автор сценария: «Мы проштудировали огромное количество материалов. Одно только дело Саввы Мамонтова — это 12 томов. Дела Плевако, отдельно речи, письма, исторические материалы и публицистика вроде Гиляровского. Чтобы найти одну точную цитату Победоносцева, вам надо прочесть переписку, хотя бы том, называющийся „Избранное“. Какая порода собаки могла быть у графа? Как выглядело газовое освещение в театре? Какая книга могла лежать на столе? Как подписывалась бывшая фрейлина? Каждая сцена требует деталей, а детали требуют поиска. Мне кажется, что я полтора года читала только книги, связанные с эпохой».
Съёмки картины проходили в Москве и Московской области. В проекте задействовано более 270 объектов, около 300 персонажей и около двух тысяч актёров массовых сцен, 16 экипажей и 35 лошадей, более 2 500 костюмов.
WEACOM.RU, на правах рекламы
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт