Минлес региона уверяет, что в пятикилометровой зоне от населенных пунктов нет ни одного лесного пожара. Значит, стягивать все силы для тушения возгораний в тайге пока нет необходимости.
Между тем сегодня, 18 июля, утром на заседании комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС в Тулуне обсудили ситуацию с пожарами на землях лесного фонда Приангарья.
Сейчас режим ЧС по лесным пожарам действует в Качугском, Киренском, Жигаловском, Нижнеилимском и Чунском районах (север Иркутской области).
В Киренском районе действует 14 лесных пожаров на площади 19 тысяч га. По информации пресс-службы правительства региона, возгорание тушат 250 человек и 19 бульдозеров.
Хуже дела обстоят на лесных участках, которые удалены от населенных пунктов. Они находятся под контролем космического мониторинга, но их фактически никто не тушит. Это 38 лесных пожаров на площади более 80,3 тысячи га! Тайга полыхает в Катангском, Мамско-Чуйском, Бодайбинском, Казачинско-Ленском и Усть-Кутском районах.
В зоне тушения действуют около 20 лесных пожаров, все в северных районах Иркутской области. Общая площадь возгораний составляет 47,9 тысячи га.
Корреспондент WEACOM.RU озадачился термином «сухая гроза» и обратился за помощью к доценту кафедры метеорологии и физики околоземного космического пространства географического факультета ИГУ Кристине Лощенко.
Оказывается, ученые считают, что такое понятие как «сухая гроза» не вполне справедливо. Гроза, как физическое атмосферное явление, неизбежно связано с процессами образования атмосферных осадков.
«„Сухая гроза“ — редкое метеорологическое явление, при котором молния может отмечаться в одном месте, а выпадение осадков в другом, либо происходить их быстрое испарение в условиях высоких температур. Проще говоря, не всегда в месте, куда ударит молния, может пройти дождь. К тому же, осадки могут быть кратковременными и занимать небольшую площадь. Однако, по физической природе грозы неизбежно связаны с выпадением осадков: дождя или града. Да, удар молнии может вызвать пожар, в том числе лесной, но это происходит редко, в том числе в Иркутской области», — рассказала Кристина Лощенко.
По словам доцента, на такой огромной и малозаселенной территории, как север Приангарья, расположено крайне мало метеорологических станций, может поэтому там и фиксируются «сухие грозы» без осадков, так как измерить их количество просто нельзя (метеостанций недостаточно). То есть дождь может быть и выпал локально, но его не зафиксировали.
Конечно, засуха в северных районах сейчас есть, лесная подстилка сухая, практически месяц сохраняется влияние теплого блокирующего антициклона, в дневные часы также усиливается ветер. Дождей нет, поэтому лесные пожары и бушуют. А вот откуда они возникают — стоит задуматься.
Один из основных факторов увеличения на территории Иркутской области числа лесных пожаров в последние годы — это увеличение блокирующих процессов (продолжительных периодов без прохождения атмосферных фронтов). А это, в свою очередь, связано с региональными изменениями климата в Приангарье. Насколько длительна эта тенденция в будущем — вопрос, над которым сейчас работают ведущие климатологи в России и за рубежом.
Напомним, многие связывают возникновение лесных пожаров с санитарными рубками в Иркутской области.
WEACOM.RU
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт