«Прибытие»: Хорошая фантастика спускается с небес

Новый фильм Дени Вильнева, вышедший на экраны российских кинотеатров 11 ноября, претендует на звание «умной» фантастики, имея на это все основания. Ленты про общение с внеземным разумом выходят достаточно часто, но редкие из них могут похвастаться такой же глубиной и внутренней стройностью, как «Прибытие».

«Прибытие»: Хорошая фантастика спускается с небес
Оценка:

Сценарий фильма основан на повести «История твоей жизни» Теда Чана. Из маркетинговых соображений название сменили на более лаконичное, но в меньшей степени передающее суть картины.

Слово «прибытие» акцентирует внимание зрителя на появлении пришельцев, однако фильм рассказывает не столько о контакте с внеземной жизнью, сколько о внутренних противоречиях людей. Инопланетяне здесь только создают фантастический антураж, их спокойно можно было бы заменить призраками, ангелами или еще чем-то метафизическим, суть картины бы не изменилась. «Прибытие» выбивается из ряда кинофантастики уже тем, что пытается донести до зрителя конкретные посылы, и уже за это фильм достоин похвалы.

Завязка сюжета достаточно простая: на Землю прилетают инопланетяне, и для общения с ними и изучения их природы находят гениальную лингвистку и не менее гениального физика. Наладить контакт оказывается сложно, давление на героев растет, ситуация в мире с каждым днем накаляется все сильнее. Ученым нужно в кратчайшие сроки понять, зачем пришельцы прибыли на Землю, пока военные не взяли дело в свои руки.

Фото: "Кинопоиск"

Простой, на первый взгляд, сюжет работает в фильме отлично. Наблюдать за тем, как герои ищут ключи к языку инопланетян, интересно, сцены контактов прекрасно написаны и поставлены. Вильнев потрудился над созданием напряженной и одновременно таинственной атмосферы.

Очень интересны некоторые используемые приемы. Например, дизайн комнаты, в которой происходит общение с пришельцами: люди стоят в абсолютно черном огромном зале, в то время как инопланетяне перемещаются в белом тумане за стеклянным барьером. Неизвестно, хотел ли автор, чтобы это трактовали метафорически, но нужные эмоции антураж вызывает. Другой, менее оригинальный прием – раскрытие вселенной фильма через выпуски новостей. Есть еще одна очень интересная и, пожалуй, главная, композиционная находка, которую обязательно оценит зритель, но раскрывать ее в рецензии не стоит.

Больше всего радует, что картина не только рассказывает зрителю историю, но, как уже написано выше, и сообщает посылы, пусть и не самые оригинальные.

Фото: "Кинопоиск"

Главная роль досталась обладательнице двух «Золотых глобусов» Эми Адамс. Ее героиня – женщина по имени Луиза – гениальный ученый, сильная личность, которая спасает положение в критических ситуациях благодаря своей решительности. Обычно персонажей такого типажа играют мужчины. Но Эми удалось найти баланс между мужественностью и женственностью и прекрасно показать как внутренний стержень героини, так и ее женскую чувствительность и ранимость.

Гениальную лингвистку Луизу Бэнкс вырвали из обычной жизни и заставили общаться с представителями внеземного разума, одновременно принимая решения, от которых может зависеть судьба человечества.

Актрисе прекрасно удалось показать человека, с трудом выдерживающего груз ответственности. Она сыграла героиню, терзаемую психологическими проблемами и страхом перед происходящим. Но вместе с тем очень сильную, не отступающую даже перед лицом непреодолимых обстоятельств. Именно через ее действия зрителю фильма пытаются донести основные посылы.

Партнером Эми Адамс по съемочной площадке стал Джереми Реннер, известный по ролям в «Мстителях» и «Повелителе бури». Его персонаж – гениальный ученый-физик.

Два главных героя вроде как должны работать вместе и приносить исследованиям пользу наравне, но на деле персонаж Реннера, скорее, выполняет задачи ассистента. За весь фильм он говорит две-три научных фразы и ближе к концу помогает напарнице разгадать одно из посланий пришельцев. Вместе герои проводят почти все экранное время и закономерно влюбляются.

Можно даже сказать, что типичный мужской и типичный женский образы поменяли местами: представительница слабого пола двигает сюжет и принимает все важные решения, в то время как ее партнер введен в повествование только ради любовной линии. Такая вот деконструкция штампа.

Фото: "Кинопоиск"

Конечно, фильм не лишен недостатков. Повествование часто слишком неспешное, реакция общества на прибытие инопланетян показана слабо. Помимо главной героини ни один персонаж не раскрыт.

Вся мотивация пришельцев кажется очень сомнительной и притянутой за уши, как и финальные повороты сюжета. Правда, если бы фабулу попытались сделать полностью логичной, то не получилось бы ни интересной композиции, ни посыла в оригинальной форме.

Выбор, на каком уровне воспринимать фильм и как относиться к заложенным в него мыслям, остается за зрителем. Для кого-то все будет слишком просто и стандартно. Для других, наоборот, слишком сложно и непонятно. Третьи же придут в восторг.

Субъективная оценка картины зависит от того, насколько вы согласны с позицией автора, и от того, насколько вам интересно наблюдать за главной героиней и ее внутренними проблемами.

Объективно фильм стоит хвалить уже за то, что создатели не побоялись снять нечто свежее и неглупое. Не побоялись снять «умную» фантастику, которой так не хватает фанатам жанра.

Вадим Смирнов, WEACOM.RU

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт