«Пятьдесят оттенков свободы»: и снова на экранах садомазохистская серость
Сюжет
Сбылись мечты не такой уж наивной по факту девицы Анастейши Стил (Дакота Джонсон) — она теперь миссис Грей. Ее новоиспеченный муженек Кристиан (Джейми Дорнан) делает для своей зазнобы все, чего она ни попросит. А если и отводит ее иногда в свою знаменитую красную комнату, то и там вовсю угодничает перед супругой, сдерживая свои наклонности и вместо полноценных хардкорных пыток позволяя себе разве что какие-то приторные «пыточки». Так что вопрос, кто в этом союзе доминант, а кто — сабмиссив, кажется, уже не стоит: Кристиан оказался банальным подкаблучником.
Но и в эту идиотическую идиллию вторгается кое-какой зловещий призрак из прошлого, а именно — бывший босс Анастейши Джек (Эрик Джонсон), на наших глазах из унылого бизнесмена превратившийся в безмозглого маньяка. Как выясняется, этот Джек, корчащий из себя своего тезку Потрошителя, имеет отношение к прошлому не только Анастейши, но и ее благоверного. Ах, какая это жгучая тайна, не правда ли?
Однако создатели садомазо-фильма применят своеобразную пытку и к зрителю — и раскроют свой секрет лишь под самый-самый занавес. Предшествующие «феноменальному» финалу полтора часа скуки пополам с кретинизмом окажутся тем еще испытанием — после такой закалки зрителю уж никакой БДСМ не будет страшен: что киношный, что всамделишный.
Предыстория
Как известно, тема садомазохизма в литературе была закрыта в начале текущего десятилетия усилиями английской писательницы Эрики Леонард Джеймс. Ее трилогия «Пятьдесят оттенков серого» не покорила никаких новых высот в эротическо-пыточном жанре, а, наоборот, низвергла его в низины заурядности, пучины пошлости и бездны бездарности. Иными словами, «Оттенки серого» обессмыслили весь дальнейший книжный БДСМ — отныне браться за него будет полным моветоном, уделом жалких писак-конъюнктурщиков.
Аналогичная ситуация произошла и в кинематографе, благодаря экранизации «Оттенков». Теперь уж едва ли когда-либо выйдет картина уровня «Пианистки» Михаэля Ханеке или хотя бы «Секретарши» Стивена Шейнберга. Все, тема профанирована, отдана на откуп сентиментальным зрительницам в диапазоне от девушек до бабушек.
Садомазо с приставкой «псевдо»
Известно, что садомазохизмом в той или иной степени интересуется каждый, невзирая на всю примитивность этой забавы. Но трилогия про серые оттенки снята словно бы для того, чтобы как можно большее число людей всерьез и надолго остыли к этой теме. Несмотря на употребление слов «анальный» и «генитальный» (да и эти термины, кажется, упоминались лишь в первом фильме), «Пятьдесят оттенков» — это поразительно слащавое, сусальное и, как сейчас говорят, ванильное кино.
Возрастной рейтинг R (18+ на наших широтах) в такой ситуации выглядит лишь смехотворной уступкой чисто внешним приличиям. В «Оттенках» нет ни толики порочности, а вся обнаженка выглядит по нынешним временам суперцеломудренно. Трудно поверить, что современный взрослый человек отыщет в любой из серий «Оттенков» хоть одну возбуждающую сцену. Сверх того, трилогия поражает своей образцово-показательной асексуальностью. В «Гарри Поттере» и то больше простора для зрительских эротических фантазий.
Банальщина и подхалимство
Бок о бок с сусальностью в этих фильмах царствует банальность. «Оттенки» вовсе не бросают вызов устоям. Напротив, их действие развивается в самом традиционном русле. Под прикрытием якобы эпатажного антуража и будто бы откровенных интимных эпизодов трилогия разрабатывает архитривиальный сюжет про то, как милая девочка поймала в свои сети классного дядечку.
При этом Анастейша не представляет из себя ровным счетом ничего, так что абсолютно любая представительница целевой аудитории способна посмотреть на нее свысока. Кристиан Грей в духовном отношении, пожалуй, точно такое же ничтожество, как его пассия. Но есть одно но: он же миллиардер, владелец заводов, газет, пароходов… А поди ж ты — взял да и прельстился первой попавшейся юбкой!
Мораль сей басни такова: мужики — они такие, вместо мозгов у них сплошные половые инстинкты. Так что будь твой избранник хоть олигарх из олигархов, у тебя тоже есть шанс. И если уж дурынде Анастейше Стил повезло с озабоченным принцем, то тебе, пэтэушница Настя Пупкина, повезет тем более…
Словом, все в соответствии с нынешним рецептом успеха: аудитории надо грамотно (но не обязательно тонко — можно и толсто) льстить, а вовсе не пытаться возвысить ее до какого-то там уровня. Тем более что этим уровнем, разумеется, не обладают ни сочинительница Э. Л. Джеймс, ни режиссер фильма Джеймс Фоули.
Укрощение извращенца
Очевидно, весь этот налет сахарного садомазохизма, присущий трилогии, был изначально задействован госпожой (да не в том смысле!) Джеймс только для привлечения внимания к своему сочинению, на деле ничем не отличающемуся от миллиона прочих дамских романов.
Если в первой части мотив анекдотической «извращенности» главного героя хоть как-то разрабатывался, то уже во второй он был нагло задвинут на задний план. В третьей серии не заходит и речи о том, что Кристиан Грей вообще-то жаждет не просто заниматься любовью, а раздевать и властвовать, мучать и издеваться. Нет-нет, он, видимо уже себя пересилил — стал паинькой.
Анастейша и то выглядит большей извращенкой, ведь теперь только по ее просьбе Кристиан — как бы уже даже и нехотя! — принимается ее связывать или ублажать секс-игрушками. Но для дамских романов такие сцены, надо полагать, не новость.
Резюме
В общем, все вернулось на круги своя, и финальный фильм уже без всякой маскировки показал свое истинное лицо. Золушка и ее принц счастливы вместе — очередная мыльная опера на этот сюжет уложилась всего в три серии. И на этом спасибо.
WEACOM.RU
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт