Премьера фильма «8 подруг Оушена». Рецензия на четвертую часть франшизы про гламурные ограбления
Сюжет
Вообразите, друзья, у нашего престарелого знакомого Оушена, оказывается, была не менее пронырливая младшая сеструха Дебби (Сандра Баллок), о которой до сего дня никто почему-то слыхом не слыхивал. Дебби пошла по стопам братца — и закономерно загремела в тюрягу. Там-то, сидючи за решеткой в темнице сырой, она и изобрела дьявольски дерзкий план, как грабануть нужных ребят и огрести кучу мильонов. Изобрела — и продумала до мельчайших нанодеталей. Благо времени на такие размышлизмы было — хоть ложкой ешь.
Ну и вот выходит она, конечно, на свободу — и давай собирать кодлу из разных знакомых и малознакомых дамочек. Какую-то кутюрьершу (Хелена Бонем Картер), какую-то хакершу (Рианна), некую актрисульку (Энн Хэтэуэй) и так далее. Ну, а поскольку воровать искомое — золото-брильянты, само собой им придется у сплошных самцов, дело обещает быть более чем плевым. Где ж это видано, чтоб баба да мужика не обдурила…
Предыстория
Начнем не с азов, ибо тогда пришлось бы вспоминать «Одиннадцать друзей Оушена» 1960 года, где Оушена играл Фрэнк Синатра, а тот фильм мало кто видел, да и сам Синатра ныне считается более нафталинным певуном, чем любой Кобзон с обоими Лещенко (Петей и Левой).
Так что начнем с того «Оушена», которого видели все, то бишь с ремейка 2001 года, смастаченного ультраушлым голливудцем Стивеном Содербергом. Сей плодовитый, но талантливый Стива давно выработал собственную уникальную формулу, позволившую ему стать своим и в артхаусном, и в мейнстримном кинематографе. В его активе «Золотая пальмовая ветвь» из Канн за «Секс, ложь и видео» и «Оскар» за «Трафик», но в послужной список режиссера входят также «Солярис», пересказанный языком голливудского лубка, и те самые сверхдоходные приключенческие побасенки про 11, 12 и 13 дружков Оушена.
Вот так Содерберг весь текущий век ухитряется обеспечивать себе безбедное существование постановкой блокбастеров со звездами, но и не оказываться при этом очередным продавшимся масскульту дарованием — ибо некоммерческих фильмов он все-таки снял куда больше, чем кассовых. А сегодня он блокбастеры и вовсе забросил — разве что продюсирует их время от времени. «8 подруг Оушена» — как раз такой случай.
Бабы круче мужиков?
Скажу ересь: а «Подружки Оушена» как-то поживей будут евонных же «Дружков». Я про фильмы, конечно, хотя и про персонажей-актеров отчасти тоже. Трилогия про Оушена в исполнении хитрована Содерберга, положа ногу на ногу, та еще дичь и бессмыслица. При внимательном взгляде те картины больше походили на масштабную авторскую издевку, нежели на сколько-нибудь осмысленное высказывание, пусть даже попсовое.
Сделав три супергламурных, но пустейших фильма, которые покорили весь мир, Содерберг словно бы лишний раз доказал: публика — дура. «8 подруг Оушена» — кино куда более искреннее и честное. Если бы и эта картина стала хитом, Стивен смело мог провозгласить, что публика поумнела. Увы и ах, уповать на это по-прежнему не приходится: в зарубежном прокате «Подруги» идут уж две недели — и сборы не сказать, что очень завидные. До любого из оригинальных фильмов ремейк явно не дотянет. Так что рано еще провозглашать эру победившей феминизации — «пацанское» кинцо по-прежнему в приоритете.
Простота хуже воровства?
Эка хватил, скажут, дамскую картинку-побрякушку из Голливуда обозвал искренней и честной! Извольте, уточню формулировку: «8 подруг» — фильмец, ясное дело, предельно простой, лобовой, а то и примитивный. Но в этом и сила, брат. Он как раз не притворяется чем-то большим, как тухлая в своей пафосной нелепости дилогия «Иллюзия обмана». И он не сделан очкариком-умником с фигой в кармане — Содерберг, по счастью, даже к сценарию «Подруг» не приложил руку. А то бы мы снова сполна хлебнули артхаусных выкрутасов, подернутых порочной поволокой унылого постмодерна.
Кто умный, а кто дурак?
Сценарием и постановкой «Подруг Оушена» занимался режиссер средней известности Гэри Росс, по недоразумению слывущий дураком за то, что в 2012-м поставил первую серию «Голодных игр». А ведь начинал-то Росс с «Плезантвиля» — одной из умнейших американских лент конца прошлого века (Содерберг, к слову, и в тот раз выступил продюсером).
Скромный, неамбициозный Росс оказался находкой для замшелой Оушен-франшизы. Гэри лично написал честный поп-сценарий про вертких воровок — и столь же добросовестно, без фокусов и подмигиваний интеллигентной аудитории, снял кино, которое легко усвоится любым реципиентом, имеющим глаза. Была в советское время такая похвальная формулировка — «от колхозника до академика». Содерберг вот стесняется снимать для колхозников (по-ихнему, реднеков), а Росс — нисколько. И за это мы шлем Гэрику наш пламенный респект.
Евгений Новицкий, WEACOM.RU
Мнение автора субъективно и может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт