«2001 год: Космическая одиссея»: величайший научно-фантастический фильм вернулся на большие экраны

В честь 50-летия бессмертной «Space Odyssey» картину тиснули в повторный прокат — и лучше выдумать не могли. Ретроманы ликуют: наконец-то и на их улице праздник! У всех прочих есть редкий шанс посредством большущего экрана приобщиться к Настоящему, Нетленному, Невероятному Кинематографу — такому, какого сегодня, увы, уже не делают.

«2001 год: Космическая одиссея»: величайший научно-фантастический фильм вернулся на большие экраны
Фото: kinomania.ru
Оценка:

Сюжет

В 2001 году земной космический корабль «Дискавери» летит в сторону Юпитера. На борту — трое ученых, погруженных в анабиоз, и два бодрствующих астронавта: Боумен (Кир Дулли) и Пул (Гэри Локвуд). За технику отвечает искусственный интеллект — компьютер «Хэл 9000», чьи эмоции, мышление и речь неотличимы от человеческих.

После кое-какого инцидента Боумен и Пул приходят к неприятному выводу, что «Хэл» повредился рассудком (если рассудок — искусственный, это еще не значит, что он от подобного застрахован). Данное ЧП отягощено тем обстоятельством, что только «Хэлу» известна истинная цель сей космической одиссеи…

Фото: kinomania.ru

Автор

Американский режиссер Стэнли Кубрик был и остается величайшим монументалистом мирового кино. Что бы он ни снимал, у него неизменно получалось эпохальное полотно, многоструктурный колосс и визуальная опера в одном лице.

Фото: kinomania.ru

Снимал он при этом разное, очень разное, не повторившись буквально ни разу. Начал с нуара («Поцелуй убийцы»), продолжил пеплумом («Спартак»), вдруг переключился на сатирическую комедию («Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу»). Умудрился даже экранизировать «Лолиту» — и это еще в те пуританские времена, когда голливудские фильмы были куда закрепощеннее не то что европейских, а и советских!

Жанр

Все это Кубрик успел сделать до середины шестидесятых, а аккурат в 65-м приступил к работе над чрезвычайно амбициозным проектом сомнительного жанра сайфай (сокр. от science fiction). Ибо надо иметь в виду, что до того экранная научная фантастика считалась презреннейшей в индустрии нишей, которой не считали зазорным заниматься лишь различные Эды Вуды.

Вплоть до семидесятых годов 99% всей кинофантастики проходило по ведомству лютого трэша, на фоне которого советская «Планета бурь» (1961) про экспедицию землян на Венеру поразила воображение не только юных Копполы, Лукаса и Спилберга, но и их учителя-соотечественника Кубрика. Так что без нашего режиссера Павла Клушанцева, возможно, не было бы ни «Космической одиссеи», ни «Звездных войн».

Снять на полном серьезе кино про то, как космические корабли бороздят просторы Вселенной, в 68-м казалось не просто неслыханной дерзостью, но заведомо провальной затеей. И только авторитет Кубрика, каждый раз умудрявшегося не только затейливо самовыражаться в своих фильмах, но и срывать ими кассу, позволил Стэнли получить от продюсеров бюджет и карт-бланш на создание «Космической одиссеи».

Эксперимент

Для написания сценария Кубрик заручился соавторством известного английского фантаста Артура Кларка. Если бы «Одиссея» в итоге оказалась просто кинематографическим эквивалентом добротного фантастического романа, это уже было бы достижением. Кубрик, однако ж, пошел дальше, сняв откровенно экспериментальный, то есть заведомо непонятный для массовой аудитории фильм.

Фото: kinomania.ru

Чтобы столь дорогая постановка (картина обошлась в 10 миллионов долларов — для 1968 года сумма вполне грандиозная) была преисполнена зауми, сюра, намеренных непоняток и прочих артхаусных выкрутасов — такого, кажись, во всей истории кино ни разу больше и не было.

Версии

Не диво, что к сегодняшнему дню «Одиссея» обросла тысячью самых разных интерпретаций — вплоть до таких версий, что компьютер «Хэл 9000» является латентным гомосексуалистом (это, дескать, и привело к трагедийным событиям в фильме) или что все происходящее есть наркотрип обыкновенного хиппаря Боумена, наглотавшегося ЛСД.

Но все эти теорийки тоже свидетельствует в пользу картины — мыслимо ль искать второе дно в каких-нибудь простых, как два пальца, «Звездных войнах»? А «Одиссея» тем и хороша, что она в принципе не до конца постижима; в этом и состоял замысел. Кубрик сознательно шел на риск быть освистанным, а то и проигнорированным.

Фото: kinomania.ru

Приемы

Так, режиссер убрал закадровый текст, который многое должен был разжевать (сегодня сей приемчик показался бы устаревшим — Стэнли предвидел это раньше многих). Также он сократил число действующих лиц: кульминационная сцена здесь протекает с участием всего двух героев (один из которых — компьютер), а в пространном завораживающем финале и вовсе присутствует лишь один персонаж.

Фото: kinomania.ru

Наконец, Кубрик, как следует поразмыслив, отказался от демонстрации инопланетян, вокруг послания которых землянам и вертится сюжет ленты. Позже нечто в этом роде проделает Спилберг в «Челюстях», поставив великолепный фильм ужасов про акулу, в коем эта самая акула практически не появляется в кадре.

Резюме

Восьмой полный метр Кубрика завораживает не просто максимально убедительным (даже сегодня!) погружением в космическое пространство, но и художественной безупречностью сего погружения. Это позволяет без обиняков признать «Одиссею» не то что главным фильмом про космос, а прямо-таки наилучшим фантастическим кино всех времен и народов. Не знать об этой ленте немыслимо, не увидеть ее хоть единожды — истинный грех. «Иди и смотри», — сказано в Писании. Скажем так и мы.

Евгений Новицкий, WEACOM.RU
Мнение автора субъективно и может не совпадать с мнением редакции

Комментарии

Daft-punk  ◊ 1 сентября 2018 г. в 0:45
слишком потный фильмец
0
LiLiT  ◊ 4 сентября 2018 г. в 19:12
И тут Новицкий Кинокритики в Иркутске на вес золота...
0

Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт