«Человек на Луне» с Райаном Гослингом: янки едет в небеса, янки верит в чудеса
Сюжет
Нил Армстронг (Райан Гослинг), сначала летчик-испытатель, потом астронавт НАСА, счастливо живет с чудесной женой Джанет (Клэр Фой) и тремя детьми. Внезапное горе — смерть маленькой дочки — приводит к тому, что Нил, и без того человек закрытый, окончательно замыкается в себе и сосредоточивается на работе. Через несколько лет его фанатичность увенчивается успехом: 20 июля 1969 года Армстронг становится первым человеком в истории, ступившим на другое небесное тело — Луну.
Герой
Казалось бы, Нил Армстронг — вековечный космогерой № 2 после Гагарина — давно заслужил масштабной голливудской кинокартины в собственную честь, но вплоть до недавнего времени на фабрике грез вроде и мысли такой не возникало.
Оно, впрочем, неудивительно: Армстронг был человек, чуждый публичности, задумчивый затворник и непроницаемый нелюдим, этакий «космический Сэлинджер». Про Сэлинджера, кстати, тоже лишь в прошлом году впервые сняли фильм («За пропастью во ржи») — и что же: получился полный провал и скука смертная.
Нил Армстронг прожил 82 года, но многие ли вспоминали о нем уже в семидесятые, когда космические амбиции человечества поутихли в разы? После своего подвига Нил ушел в тень и был не то чтобы забыт, но оставлен в покое, чем, кажется, и сам был вполне удовлетворен.
Режиссер
Браться за такого персонажа — неблагодарная работа, но прекрасный режиссер Дэмиен Шазелл не побоялся трудностей и в очередной раз сумел сделать фильм, которому не миновать ряда номинаций на «Оскар» (а то и самих золотых статуэток).
В том, что имя режиссера и сценариста Шазелла необходимо запомнить, все любители хорошего современного кино убедились в 2014 году, когда вышел обсессивно-компульсивный джаз-триллер «Одержимость» — выдающийся гимн самозабвенным барабанщикам и маниакальным дирижерам. Потом был лауреат шести «Оскаров» «Ла-Ла Ленд» — эта картина вызвала эйфорию уже и у вполне массового зрителя, вроде бы от мюзиклов давно отученного.
Кто кого догнал и перегнал?
Теперь вот «Человек на Луне». Патриоты скажут, что и мы здесь обскакали америкосов, не только запустив Гагарина в обычный космос, а Леонова — в открытый, но и сняв по фильму о том («Гагарин. Первый в космосе», 2013) и другом («Время первых», 2017).
К сожалению, обе названные картины ставили режиссеры, которым далеко до Шазелла. И если во «Времени первых» хотя бы здорово показали космос (земная часть была откровенно туфтовой), то гагаринский байопик постыден от и до.
В «Человеке на Луне» тоже есть к чему придраться, пусть в меньшей степени. И земные сцены уступают космическим в разы (да по-другому, наверное, и быть не может в подобном кино с документальной основой), и затянуто, и с сантиментами традиционный перебор; однако финальная часть — с пресловутым «огромным шагом для всего человечества» — не только ожидаемо завораживает своей красотой и убедительностью, но и освещает ровным лунным светом все, что было показано в картине прежде. До такой композиционной завершенности и художественной осмысленности нынешнему российскому кино расти и расти: на одних мироновых с хабенскими далеко не уедешь.
Актер
Как нет у нас сегодня своего Шазелла, так нет даже и своего Гослинга. Уже второй раз подряд режиссер Дэмиен попадает в яблочко с артистом Райаном, даром что на реального Армстронга тот не похож категорически.
Будучи одним из самых нераздражающих современных актеров категории «младше сорока», Гослинг тем не менее до сих пор не снялся в подлинно отличном мейнстримном фильме. Правда, на его счету целых две работы с артхаусным гением Николасом Виндингом Рефном («Драйв» и «Только Бог простит»), но с кино «для всех» Райану пока что не особо везет. И «Охотники на гангстеров», и «Славные парни», и «Бегущий по лезвию 2049» — это все довольно средние работы. Даже пресловутый «Ла-Ла Ленд» — картина неплохая, но не более.
«Человек на Луне» в этом плане — что-то новенькое, переходное: далеко не шедевр, но и не безделушка; не то чтобы «авторское кино», но и широкому зрителю картина явно будет не шибко интересна.
Резюме
Если сопоставить новую постановку Шазелла с недавно мелькнувшей в повторном прокате «Космической одиссеей 2001 года», все сравнения, конечно, будут исключительно в пользу последней. Ну так то ж Кубрик — художник, непревзойденный во всем, что он делал. Недаром сторонники идиотской теории о том, что американцы на Луне не были, приписывают знаменитую киносъемку именно Стэнли Кубрику.
Так вот, если в XXI веке НАСА действительно решит сжульничать — и вместо обещанной миссии на Марс состряпать «кинодоказательство» ее осуществления в голливудском павильоне, то управлению придется обращаться к Дэмиену Шазеллу. Больше на сегодняшний день просто не к кому.
Евгений Новицкий, WEACOM.RU
Мнение автора субъективно и может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт