Новый «Хэллоуин»: всегда быть в маске — судьба моя! Рецензия на фильм о безжалостном убийце
Сюжет
Прошло ровно сорок лет с кровавых хэллоуинских событий 1978-го, когда вооруженный резаком психопат Майкл Майерс покрошил нескольких человек в городке Хэддонфилд. Все это время чудом выжившая в той мясорубке Лори Строуд (Джейми Ли Кертис) верила и знала: раз маньяк жив, значит маньяк вернется.
В 2018-м это и происходит, только теперь Лори беспокоится не столько за свою жизнь, сколько за дочку и внучку. К повторной встрече с убивцем Строуд фактически готовилась всю жизнь, так что встретит его достойно — уж будьте покойны. О`кей, Лори уже почти 60, ну так и Майерс — давно не мальчик. Так что битва старика со старухою обещает быть вполне эпической…
Жанр
Вопреки мнению невежд, в кинематографе решительно все было изобретено до 1970-х. И если какой угодно более поздний фильм выглядит «новым словом», так это лишь за счет чего-то хорошо забытого старого.
Так было и с прорывным американским хитом 1978 года «Хэллоуин», появление которого было инспирировано «Психозом» (1960) Альфреда Хичкока, величайшего режиссера триллеров. Одной-единственной — ну да зато какой леденящей! — сценой этого самого «Психоза» гениальный толстяк Хич предвосхитил рождение сразу двух субжанров — итальянского джалло (про серийных убийц, охотящихся за девушками) и американского слэшера (про маниаков, фетишизирующих колюще-режущие предметы и полагающих, что хороший тинейджер — это мертвый тинейджер; для таких антигероев уже и пол жертвы был неважен).
Главным и наилучшим слэшером несколько лет считалась «Техасская резня бензопилой» (1974) — страшенная киношка про дегенерата в кожаной маске, вооруженного моторной пилой. В 1978-м Кожаной Маске пришлось потесниться, ибо пришел Он — Майкл свет-Майерс, любимое дитятя знатного киновыдумщика Джона Карпентера, оказавшего на развитие хоррора не меньшее влияние, чем Хичкок.
Отец-основатель
Карпентер Мудрый всегда славился новаторским подходом к созданию своих лишь на первых взгляд незатейливых фильмов. Конечно, он всю жизнь снимал одни только ленты класса «Б», но именно на примере его творчества легче легкого показать, почему малобюджетное жанровое кино нередко предпочтительнее, самобытнее, дерзновеннее, талантливее и просто-напросто лучше многомиллионных голливудских блокбастеров.
Пресловутый «Хэллоуин-78» — всего только третий фильм Карпентера! — при своем ничтожном бюджете собрал в Америке гигантскую кассу, породил не менее гигантскую волну подражаний и возвел в кумирши миллионов западных подростков 20-летнюю субтильную старлетку Джейми Ли Кертис.
Дальше у Карпентера были фильмы «Туман» (1980), «Побег из Нью-Йорка» (1981), «Нечто» (1982), «Они живут» (1988), «Вампиры» (1998) — все те квазивторосортные произведения, которые сегодня справедливо считаются киноклассикой и еще одним полноценным символом того кино, «которое мы потеряли». В случае с Карпентером эта метафора реализовалась буквально — в текущем веке Джон поставил лишь два полноценных фильма, да и те были мало кем замечены.
Можно ли ступить в одну реку крови дважды?
Спродюсировав в начале восьмидесятых сиквел и триквел «Хэллоуина», Карпентер оставил озолотившую его франшизу в покое — дальнейшие серии (а их было снято еще с десяток) снимались без малейшего его участия.
Но в честь сорокалетия оригинального фильма Карпентер вернулся в проект, выступив не только исполнительным продюсером «Хэллоуина-2018», но и одним из его композиторов. Без знаменитой синтезаторной темы, написанной самим Джоном еще для первой части, не обходились все последующие; теперь автор бессмертного мотивчика несколько осовременил его — и музыка в результате стала лучшим компонентом нового «Хэллоуина».
Последний бой — он трудный самый
Тем более что остальные компоненты здесь — так себе. Карпентер объявил, что этот выпуск «Хэллоуина» станет последним — хочется надеяться, так и будет. Эксплуатация несчастного молчаливого изверга в белой маске и без того шибко затянулась.
Создателям этого финального «Хэллоуина», видно, очень хотелось обскакать своих предшественников-эпигонов — и авторы попросту сделали вид, что никаких продолжений у фильма Карпентера доселе не было вовсе. Мол, с самого семьдесят восьмого Майерс все сорок лет никогошеньки не убивал, а сидел себе в дурке и пускал слюни. И Лори Строуд его с тех пор не видала, даром что Джейми Ли Кертис не раз и не два возвращалась во франшизу для исполнения прославившей ее роли.
Резюме
Увы, все хитрости были напрасны. Самоновейший «Хэллоуин» вышел мало сказать посредственным, а скорее провальным. Слабоумие персонажей — и без того являющееся родовой болячкой слэшеров — здесь возведено уже просто в степень злостного идиотизма. Оттого за героев не то что ни разу не становится страшно — их даже не жалко. Главный ужас картины в том, что кретин и душегуб М. Майерс является в ней самым разумным человеком.
Евгений Новицкий, WEACOM.RU
Мнение автора субъективно и может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт