Фильм «Курск»: Рецензия на забугорную картину про еще одну русскую трагедию
Сюжет
В августе 2000 года российская атомная подлодка «Курск» выходит в Баренцево море и неожиданно терпит крушение. На борту — 118 человек; их родственники, прознавшие о катастрофе, тормошат всех официальных лиц, к которым есть доступ, но командование тянет резину. Моряки тем временем кукуют на дне, ожидая спасения, — и, как всем известно, так и не дожидаются.
Опять ненаши покусились на наше!
Реакции наших зрителей на картину «Курск», как пить дать, будут такие же полярные, как на недавний «Чернобыль»: от «Что они в наших делах понимают, буржуи тупые, — нехай уже про свои катастрофы снимают!» до «Русские-то деятели до сих пор ничего на эту тему не поставили, а за рубежом взяли и сделали кино: вот и спасибочки им!»
Между тем за беспочвенной оголтелостью подобных споров есть шанс не заметить одну простую вещь: как ни воспринимай фильм «Курск» с идеологической стороны, он куда больше похож на нормальное, человеческое кино, чем пресловутый выморочный «Чернобыль», где актеры изображают не советских людей, а скорее советских манекенов.
Весомые все лица
Да и снимал «Курск», чай, не клипмейкер какой, а именитый датчанин Томас Винтерберг — самого фон Триера корефан. Сценарий опять же отнюдь не похабным комедиографом писан, а строго наоборот — Робертом Родэтом, в свое время сочинившим «Рядового Райана» для Спилберга и «Патриота» для Эммериха.
Оператор картины Энтони Дод Мэнтл — персона еще более зачетная: неоднократно работал с Дэнни Бойлом, Оливером Стоуном и тем же Триером. Наконец, композитор «Курска» — наипрогрессивнейший: Александр Деспла, который два года назад уже набулькал на «Оскар», сочинив подводный саундтрек для «Формы воды», ну вот и нынче на дно морское забрался. Разумеется, здесь музыка совсем в другом ключе, но тоже хороша: Деспла халтуру не выдает.
Лицедеи
Актеры опять же дельные (впрочем, в «Чернобыле» тоже были дельные — а что толку?). В главной роли командира «Курска» — бельгийский близнец Путина Маттиас Схунартс (интересно, кто б тогда играл самого президента, фигурируй таковой в сценарии?). Его сдобная женушка, волнующаяся на берегу, — французская звезда Леа Сейду, в которой здесь и не узнать кралю из «Жизни Адель».
Английского адмирала Рассела сыграл образцовый бритт Колин Ферт. И даже древнего, как мамонт, Макса фон Сюдова создатели затащили сюда на роль маразматического адмирала Петренко (лицо вымышленное), из которого уж песок сыплется, а он все знай себе командует и живыми подчиненными распоряжается так, словно они, как и он, одной ногой в могиле стоят.
Рашн-деревяшн
Да, в сценах на берегу отчетливо ощущается привкус клюквы — но ведь давно уже пора смириться, что сколько-нибудь правдоподобно показывать русскую жизнь не способен ни один зарубежный режиссер, будь он хоть семи пядей во лбу.
К счастью, сухопутных эпизодов в картине не так много, а то, что происходит на подлодке, смотреть порой занятно. Особенно удался момент, где два моряка на несколько минут задерживают дыхание, дабы проплыть через несколько затопленных отсеков за кислородными баллонами. Тут прямо даже кэмероновским «Титаником» веет.
Но в целом фильм, безусловно, уступает и памятной американской «К-19», и даже нашим «72 метрам». Те картины — более цельные, смотрятся без спотыканий. В «Курске» же повествование движется циклически: то занятно, то не очень, то убедительно, то ни черта подобного. Здесь все-таки можно заметить тот же эффект, что в «Чернобыле»: когда авторы опираются на документальные свидетельства, все неплохо; когда начинают фантазировать, на лице отечественного зрителя тотчас появляется скептическая усмешка.
И волков накормить, и овец сберечь
Неменьший скепсис вызывают усилия авторов усидеть на двух стульях разом, угодить вашим и нашим. То есть и чтоб патриотически настроенные русские зрители не нашли, к чему придраться (такое в принципе невозможно, но откуда ж им за бугром об этом знать), и чтобы европейская да американская аудитории не обвинили авторов в преклонении перед Россией.
Вот и получается картина, с одной стороны прославляющая павших смертью храбрых, а с другой — покусывающая тех, кто, собственно, позволил им пасть этой смертью. Но и покусывающая эдак робко: о Путине с его циничным бонмо «Она утонула» в фильме вообще ни звука; все шишки валятся на не существовавшего в природе хрыча-адмирала. Ясно, что такой фильм можно и пустить в российский прокат — отчего бы нет? Пусть и почти через год после мировой премьеры.
Резюме
И все-таки само по себе кино толковое. Будь здесь не про реальную трагедию и не про Россию, прямо и не придраться было бы. И даже художественный эффект получился б в разы сильнее, ибо до самого конца оставалась бы надежда, что героев спасут.
Евгений Новицкий, WEACOM.RU
Мнение автора субъективно и может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт