Премьера фильма «1917»: 10 «Оскаров» за бродилку-стрелялку? Рецензия на военный боевик
Сюжет
6 апреля 1917 года в Северной Франции британским младшим капралам Блейку (Дин-Чарлз Чапман) и Скофилду (Джордж МакКей) поручено доставить командиру Девонширского полка (Бенедикт Камбербатч), находящемуся на передовой, срочный приказ. Если капралы не поспеют в срок, 1600 бойцов ожидает верная гибель.
Режиссер
Британские режиссеры, прописавшиеся в Голливуде (то есть по определению авторы массовых, мейнстримных картин), бывают двух видов. Либо отменные ремесленники вроде братьев Скоттов — покойного Тони и здравствующего Ридли, либо претенциозные пошляки вроде Кристофера Нолана и Сэма Мендеса.
Мендес, еще в конце прошлого века сорвавший кассовый и премиальный куш с чудовищной «Красотой по-американски», последние двадцать лет снимал уже не такие громкие фильмы. Две предыдущих его картины — это и вовсе поделки про Джеймса Бонда (к слову, никакой еще режиссер не был настолько неуместен в бондиане, как Мендес).
Претензии и претенциозность
И вот, словно пресытившись кассой и соскучившись по премиям, Мендес взялся за «1917». Само название фильма предполагает о-го-го какой замах — нечто эпическое, масштабное. Но Сэм вновь показал себя как мастер дешевого шика и итогового пшика: его новая картина — камерная историйка из повседневной военной жизни, основанная на воспоминаниях собственного мендесовского деда.
Для Мендеса-деда (а значит, и для Мендеса-внука) дата 06.04.1917, вероятно, и впрямь самая важная в том году. Но в мировой истории наиболее памятными днями 103-летней давности являются все-таки несколько другие даты — и Мендес не может этого не знать. Назвав фильм «1917», режиссер просто лишний раз расписался в собственном эгоцентризме.
На «Оскар» — равняйсь!
Более всего «1917» напоминает отвратительный «Дюнкерк» помянутого Нолана — вышедшую три года назад военную драму, в которой не было ни смысла, ни экшена, ни психологии, а была только вычурная драматургическая конструкция, которая, как неизменно бывает, и застила многим зрителям очи. Кстати, «Дюнкерк» тоже номинировался на кучу «Оскаров», но получил только три не самых значительных — за монтаж, звук да монтаж звука.
Рискнем предположить, что нечто подобное ожидает и «1917» на грядущей оскаровской церемонии. У картины десять номинаций, включая «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший сценарий». А получит она, вероятно, лишь те же монтажные и звуковые…
Трюкачество
Впрочем, у ленты «1917» есть одно несомненное достоинство, выгодно отличающее ее от «Дюнкерка» и дающее серьезный шанс на «Оскар» в такой непоследней номинации, как «Лучшая операторская работа». Оператором фильма выступил великолепный Роджер Дикинс, снявший почти все картины братьев Коэнов и несколько неплохих постановок других режиссеров (были, конечно, и плохие, включая прежние опыты Мендеса).
Главный трюк «1917» — как раз его съемка, якобы осуществленная одним двухчасовым планом. Наверняка именно это (а никак не воспоминания дедушки) было первейшим стимулом Мендеса для реализации данного проекта.
Что ж, здесь спору нет, Роджер Дикинс с блеском проделал сей грандиозный трюк, создав правдоподобную иллюзию того, что «1917» снят пресловутым единым планом. Когда за подобное брались киноиллюзионисты прошлого века (даже не из последних), это всегда оборачивалось разочарованием: неуклюжие монтажные склейки бросались в глаза даже невнимательным реципиентам.
Дикинс и Любецки — оба лучше
Сегодня компьютерные технологии позволяют создать впечатляющую видимость непрерывности (невооруженным глазом почти незаметную). На самом деле Дикинс снимал куски по 8-9 минут — но уже и такое достойно как аплодисментов, так и «Оскара».
Разумеется, это не такое уж новаторство. Вышедший в 2014 году «Бердмэн» Алехандро Гонсалеса Иньярриту тоже строился на аналогичном приеме (там его осуществлял другой оператор-корифей — Эммануэль Любецки), но в том случае и сам фильм был всецело восхитителен.
Резюме
В случае «1917» же шикарную техническую конструкцию попросту погребло под собой никчемное повествование. Вернее, отсутствие оного: геймеры всея планеты уже в один голос кричат, что под видом исторической драмы Мендес всего лишь экранизировал прославленный шутер Call of Duty. Верной дорогой идете, мистер: не под Кубрика ведь для нонешней аудитории работать. Им бы чего проще; глядишь — и 1917 год отныне будет ассоциироваться отнюдь не с Лениным и Революцией, а именно с затылком бравого капрала и его межокопными побегушками-пострелушками.
Евгений Новицкий, WEACOM.RU
Мнение автора субъективно и может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт