Премьера фильма «1917»: 10 «Оскаров» за бродилку-стрелялку? Рецензия на военный боевик

В прокате — новая картина Сэма Мендеса об одном дне Первой мировой войны. Похоже на нолановский «Дюнкерк» (но лучше), однако несравнимо с действительно великими военными фильмами. По сути, не столько кино, сколько ловкий технический трюк продолжительностью в два часа.

Премьера фильма «1917»: 10 «Оскаров» за бродилку-стрелялку? Рецензия на военный боевик
Фото: film.ru
Оценка:

Сюжет

6 апреля 1917 года в Северной Франции британским младшим капралам Блейку (Дин-Чарлз Чапман) и Скофилду (Джордж МакКей) поручено доставить командиру Девонширского полка (Бенедикт Камбербатч), находящемуся на передовой, срочный приказ. Если капралы не поспеют в срок, 1600 бойцов ожидает верная гибель.

Фото: film.ru

Режиссер

Британские режиссеры, прописавшиеся в Голливуде (то есть по определению авторы массовых, мейнстримных картин), бывают двух видов. Либо отменные ремесленники вроде братьев Скоттов — покойного Тони и здравствующего Ридли, либо претенциозные пошляки вроде Кристофера Нолана и Сэма Мендеса.

Мендес, еще в конце прошлого века сорвавший кассовый и премиальный куш с чудовищной «Красотой по-американски», последние двадцать лет снимал уже не такие громкие фильмы. Две предыдущих его картины — это и вовсе поделки про Джеймса Бонда (к слову, никакой еще режиссер не был настолько неуместен в бондиане, как Мендес).

Претензии и претенциозность

И вот, словно пресытившись кассой и соскучившись по премиям, Мендес взялся за «1917». Само название фильма предполагает о-го-го какой замах — нечто эпическое, масштабное. Но Сэм вновь показал себя как мастер дешевого шика и итогового пшика: его новая картина — камерная историйка из повседневной военной жизни, основанная на воспоминаниях собственного мендесовского деда.

Для Мендеса-деда (а значит, и для Мендеса-внука) дата 06.04.1917, вероятно, и впрямь самая важная в том году. Но в мировой истории наиболее памятными днями 103-летней давности являются все-таки несколько другие даты — и Мендес не может этого не знать. Назвав фильм «1917», режиссер просто лишний раз расписался в собственном эгоцентризме.

Фото: film.ru

На «Оскар» — равняйсь!

Более всего «1917» напоминает отвратительный «Дюнкерк» помянутого Нолана — вышедшую три года назад военную драму, в которой не было ни смысла, ни экшена, ни психологии, а была только вычурная драматургическая конструкция, которая, как неизменно бывает, и застила многим зрителям очи. Кстати, «Дюнкерк» тоже номинировался на кучу «Оскаров», но получил только три не самых значительных — за монтаж, звук да монтаж звука.

Рискнем предположить, что нечто подобное ожидает и «1917» на грядущей оскаровской церемонии. У картины десять номинаций, включая «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший сценарий». А получит она, вероятно, лишь те же монтажные и звуковые…

Фото: film.ru

Трюкачество

Впрочем, у ленты «1917» есть одно несомненное достоинство, выгодно отличающее ее от «Дюнкерка» и дающее серьезный шанс на «Оскар» в такой непоследней номинации, как «Лучшая операторская работа». Оператором фильма выступил великолепный Роджер Дикинс, снявший почти все картины братьев Коэнов и несколько неплохих постановок других режиссеров (были, конечно, и плохие, включая прежние опыты Мендеса).

Главный трюк «1917» — как раз его съемка, якобы осуществленная одним двухчасовым планом. Наверняка именно это (а никак не воспоминания дедушки) было первейшим стимулом Мендеса для реализации данного проекта.

Фото: film.ru

Что ж, здесь спору нет, Роджер Дикинс с блеском проделал сей грандиозный трюк, создав правдоподобную иллюзию того, что «1917» снят пресловутым единым планом. Когда за подобное брались киноиллюзионисты прошлого века (даже не из последних), это всегда оборачивалось разочарованием: неуклюжие монтажные склейки бросались в глаза даже невнимательным реципиентам.

Дикинс и Любецки — оба лучше

Сегодня компьютерные технологии позволяют создать впечатляющую видимость непрерывности (невооруженным глазом почти незаметную). На самом деле Дикинс снимал куски по 8-9 минут — но уже и такое достойно как аплодисментов, так и «Оскара».

Фото: film.ru

Разумеется, это не такое уж новаторство. Вышедший в 2014 году «Бердмэн» Алехандро Гонсалеса Иньярриту тоже строился на аналогичном приеме (там его осуществлял другой оператор-корифей — Эммануэль Любецки), но в том случае и сам фильм был всецело восхитителен.

Резюме

В случае «1917» же шикарную техническую конструкцию попросту погребло под собой никчемное повествование. Вернее, отсутствие оного: геймеры всея планеты уже в один голос кричат, что под видом исторической драмы Мендес всего лишь экранизировал прославленный шутер Call of Duty. Верной дорогой идете, мистер: не под Кубрика ведь для нонешней аудитории работать. Им бы чего проще; глядишь — и 1917 год отныне будет ассоциироваться отнюдь не с Лениным и Революцией, а именно с затылком бравого капрала и его межокопными побегушками-пострелушками.

Евгений Новицкий, WEACOM.RU
Мнение автора субъективно и может не совпадать с мнением редакции

Комментарии

Aleх_F  ◊ 1 февраля 2020 г. в 0:34
Смотрел - не понравился
1
Jameson  ◊ 4 февраля 2020 г. в 15:35
фильм гавно
0
xx__PlsDoNotSurpriseMe__xx  ◊ 15 февраля 2020 г. в 1:31
Фильм для тех, кто понимает именно операторскую работу.
0

Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт