К 75-летию Победы: 10 лучших фильмов о Великой Отечественной войне

Одна из самых неоспоримых кинематографических истин гласит: лучшее в мире военное кино снимали в СССР. В канун юбилейного 9 мая предлагаем вспомнить прославленные русские фильмы на тему Великой Отечественной. Очевидно, что ничего более выстраданного, правдивого, эмоционально и художественно убедительного о той войне не снимут уже никогда.

К 75-летию Победы: 10 лучших фильмов о Великой Отечественной войне
Оценка:

«Баллада о солдате»

1959, режиссер Григорий Чухрай

Юный солдат Алеша Скворцов (Владимир Ивашов) совершает подвиг и награждается за это двухдневным отпуском, в который он решает съездить к матери. По пути в родную деревню Алеша выручает из большой беды милую девушку Шуру (Жанна Прохоренко) и по-разному помогает многим другим людям.

«Баллада о солдате» — абсолютная классика не только советского, но и мирового кинематографа. И по сей день эта пронзительная лирическая драма для каждого киномана планеты остается столь же хрестоматийным и обязательным к просмотру русским военным фильмом, как «Летят журавли», «Восхождение» и «Иди и смотри». Но по части чистой кинематографической поэтичности всем перечисленным лентам далеко до второго и лучшего фильма фронтовика Григория Чухрая.

«Судьба человека»

1959, режиссер Сергей Бондарчук

Солдат Иван Соколов (Сергей Бондарчук) полвойны провел в плену, а когда вернулся домой, не нашел в живых ни жену, ни детей. Но не отчаялся, а нашел в себе силы жить дальше и даже усыновил случайно встреченного маленького сироту.

«Судьба человека» — редчайший в кинематографе случай, когда экранизация шедевра (в данном случае самого знаменитого и самого лучшего рассказа Михаила Шолохова) оказалась ничуть не менее шедевральной. Дебют народного артиста СССР Бондарчука в режиссуре состоялся в год выхода «Баллады о солдате». И хотя «Судьба», в отличие от фильма Чухрая, не больно-то прославилась за рубежом, она моментально стала абсолютным народным кинохитом в нашей стране. Чего стоит нечеловеческая воля бондарчуковского героя, когда тот, не закусывая, хлещет водку стаканами, приводя в невольный восторг пленивших его фашистов! Русский человек обязан был навек полюбить этот фильм — так оно и получилось.

«Иваново детство»

1962, режиссер Андрей Тарковский

Немцы убили мать 12-летнего Ивана (Николай Бурляев), и с тех пор мальчик одержим ненавистью к врагу. Он уходит в воинскую часть и становится разведчиком, не ведающим, что такое страх.

Формально этот главный из фильмов на тему «ребенок на войне» навеян творчеством двух других великих режиссеров, современников Тарковского, — француза Робера Брессона и японца Акиры Куросавы. Самое «тарковское» здесь — вовсе не фантастические подвиги зверька-разведчика Ивана, но эпизоды его снов и воспоминаний, в которых мама всегда улыбчива, колодезная вода всегда чистая, а вокруг полным-полно лошадей и яблок. На контрасте с этим ночные слякотные сцены из повседневной жизни разведчиков производят особенно сильное впечатление.

«Щит и меч»

1967–1968, режиссер Владимир Басов

Разведчик Александр Белов (Станислав Любшин) работает в Германском управлении разведки и контрразведки под именем Иоганна Вайса. После долгих сомнений он решает пойти на риск и завербовать своего друга, вращающегося в высших фашистских кругах, Генриха Шварцкопфа (Олег Янковский).

Четырехсерийный военный блокбастер, снятый для большого экрана. В списке лидеров советского кинопроката за «Щитом и мечом» навек утверждено почетнейшее восьмое место. Есть, впрочем, ощущение, что после «Семнадцати мгновений весны» тетралогия Басова отошла на второй план — и это, конечно, более чем незаслуженная участь. На самом деле любшинский Вайс был и остается той единственной альтернативой тихоновскому Штирлицу, которая едва ли ему в чем-нибудь уступает. Недаром во всех четырех сериях Иоганну сопутствует знаменитый патриотический шлягер «С чего начинается Родина», специально написанный, если кто не знал, именно для этого фильма.

«Освобождение»

1968–1971, режиссер Юрий Озеров

Капитан-артиллерист Сергей Цветаев (Николай Олялин) и его невеста — медсестра Зоя (Лариса Голубкина)  — теряют друг друга на полях сражений, разделяя участь миллионов своих соотечественников.

«Освобождение» — несомненно, масштабнейшая из всех когда-либо снятых картин о Великой Отечественной. Это даже не тетралогия, а целая пенталогия — пять монументальных фильмов, последовательно охватывающих все важнейшие события четырех военных лет. Любовная линия, соединяющая друг с другом пятерку разрозненных серий, введена сюда лишь формально; видно, что воевавшему Озерову хотелось прежде всего максимально выпукло воссоздать на экране поразившую его в свое время фронтовую действительность. И уж наглядность удалась режиссеру безоговорочно — даже маршал Жуков после этой эпопеи вспоминается не иначе как великий полководец с лицом артиста Михаила Ульянова.

«Проверка на дорогах»

1971, режиссер Алексей Герман

Бывший военнопленный Александр Лазарев (Владимир Заманский) сотрудничал с фашистами, а когда сбежал от них, то сразу сдался в плен партизанскому отряду Ивана Локоткова (Ролан Быков). Лазарев выражает готовность искупить свою вину в бою, но партизаны решают сперва устроить ему проверку.

В первом самостоятельном фильме выдающегося постановщика Алексея Германа без сомнения, сыграл свою лучшую роль крупный актер (и бывший фронтовик-танкист) Владимир Заманский. К сожалению, широкий зритель впервые увидел этот великолепный драматический боевик лишь в конце 80-х. Ибо в 1971 году в советском кино ни под каким предлогом не мог возникнуть положительный персонаж с такой биографией, как у Лазарева. Всякий коллаборационист, появлявшийся тогда на экране, подлежал расстрелу, а не какой-то там «проверке». Так что германовская установка на правду и разнообразие жизни опередила свое время.

«А зори здесь тихие»

1972, режиссер Станислав Ростоцкий

Старшина Федот Васков (Андрей Мартынов) и пять девушек-зенитчиц (Ирина Шевчук, Ольга Остроумова, Елена Драпеко, Ирина Долганова, Екатерина Маркова) противостоят фашистским диверсантам.

«А зори здесь тихие» — самый популярный у массового зрителя фильм интеллигентнейшего режиссера Ростоцкого, потерявшего на войне стопу, но уверенно вставшего в своем творчестве на позиции гуманизма. Эта военная драма по культовой повести Бориса Васильева стала лидером советского кинопроката 1973 года и к тому же прославилась на весь остальной мир. Ибо кто еще мог раскрыть заведомо сенсационную тему «На войне только девушки», как не советский режиссер? Но дело, естественно, не в теме, а в ее воплощении — печальную историю о женской доле на фронте Ростоцкий превратил в филигранный триллер, который по сей день никого не оставляет равнодушным.

«Семнадцать мгновений весны»

1973, режиссер Татьяна Лиознова

Под занавес войны советский разведчик Штирлиц (Вячеслав Тихонов), работающий в Берлине, получает задание сорвать германские переговоры о перемирии с США и Великобританией. На пути Штирлица к этой святой цели встают тонкие и изощренные противники: группенфюрер Мюллер (Леонид Броневой), обергруппенфюрер Вольф (Василий Лановой), бригаденфюрер Шелленберг (Олег Табаков), рейхсфюрер Гиммлер (Николай Прокопович) и другие фюреры с различными приставками.

Хотя эти двенадцать серий по мотивам романа короля советского масслита Юлиана Семенова трудно назвать предназначенными для детей, другого такого же телевизионного кумира у воспитанников Страны Советов с самого 1973-го не было и быть не могло. Наследуя псевдонацисту Генриху Эккерту (энергично сыгранному «советским Джорджем Клуни» Павлом Кадочниковым) из «Подвига разведчика», Штирлиц-Тихонов одновременно выступил его противоположностью, ведя роль мягко, вкрадчиво, на полутонах, со знаменитыми лиозновскими паузами. Эффект был подлинно гипнотическим — и по сей день таковым остается.

«Двадцать дней без войны»

1976, режиссер Алексей Герман

Военный корреспондент Лопатин (Юрий Никулин) выезжает за линию фронта, в Ташкент, чтобы навестить семью погибшего друга. Эта поездка обернется 20-дневным романом с трогательной одинокой женщиной Ниной Николаевной (Людмила Гурченко).

Поначалу начальство нипочем не хотело доверять главную роль в драматическом военном кино клоуну Никулину, даром что фронтовику. К счастью, второй шедевр Германа снимался по мотивам одноименной повести Константина Симонова, который сказал свое веское слово: никто, кроме Никулина, Лопахина играть не будет. Прославленному писателю-коммунисту возражать не посмели. В итоге для Никулина Лопахин стал предпоследней главной ролью (последняя будет в «Чучеле»)  — и, пожалуй, наилучшей из исполненных им. По сей день всякому свидетелю этой ювелирной актерской работы ясно: так мог сыграть лишь тот, кто вправду был на той самой войне.

«Тегеран-43»

1980, режиссеры: Александр Алов, Владимир Наумов

В 1943 году гитлеровцы задумали сорвать Тегеранскую конференцию и убить ее участников — первых лиц СССР, США и Великобритании. Разведчик Андрей Бородин (Игорь Костолевский) успешно срывает эти гнусные планы, но в хаосе событий теряет связь с полюбившейся ему француженкой Мари (Наталия Белохвостикова).

«Тегеран-43» снимался совместно с Францией — отсюда участие Алена Делона в одной из не самых главных ролей, песня Шарля Азнавура «Une vie d«amour» и общая мелодраматичность, обеспечившая картине грандиозный успех как минимум в нашей стране. К тому же к 80-м народ избаловался и уже не желал смотреть военное кино, если в нем не было детективного или любовного сюжета. Что ж, дуэт Алова и Наумова щедро предоставил зрителям в «Тегеране» элементы и того, и другого: по части занимательности их фильм не уступает «Пиратам XX века», вышедшим годом ранее.

Евгений Новицкий, WEACOM.RU

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти на сайт